Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/219]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
219 для тленного, то есть для эсхатологической войны. Перед нами, таким
образом, последовательный переход от полного коллективизма, который
был обоснован социально-этическими принципами кумранской дуали¬
стической доктрины, к этико-религиозной общности Дидахе, где культ
должен был обеспечить недостающее, восполнить недостатки социаль¬
ной базы, и затем к общности религиозно-этической, где культ, на кото¬
ром была основана этика, обеспечивал единство организации. Вопрос: Если Дидахе918 - устав Галилейской общины, на котором
построены Евангелия синоптиков и IV Евангелие,919 то каким же был
устав центральной общины евионим-назореев, то есть Иерусалимской
общины? И почему так драматически подан в канонических Евангели¬
ях захват X легионом Веспасиана Хирбет-Кумрана в 68 году?920 Ответ: во-первых, данные теоретического характера - формирова¬
ние мессианского статуса Мельхиседека (вне культа); во-вторых, данные организационного порядка - два типа общин, что
наиболее отчетливо выражено в IV Евангелии, где есть, с одной сторо¬
ны, Назарет, Мария Назаретская и Иоанн, а с другой стороны - Петр-
Кифа, Галилея,921 Мария Вифлеемская и отказ от нее после непорочно¬ 918 [Точнее, ее не дошедший до нас прототип.] 919 И, по-видимому, апокрифические Евангелия евионитов и Петра, в то вре¬
мя как гностические Евангелия построены на внеевхаристийной основе, [не на
основе] Дидахе. 920 [Имеется в виду изгнание «легиона бесов» из Гадаринского бесноватого
(Мф.8.28-34; Мк.5.1-20; Лука 8.27-39). Эмблемой 10-го легиона (XFretensis)
был вепрь. См. Робертсон. Происхождение христианства. М., 1959, с. 203,298.
После войны этот легион остался в Иерусалиме. См. Joseph., Я/7.1.3. См.
Т. Моммзен. Римская история, т. 5. Провинции от времен Цезаря до Диоклетиана.
М., 1885, с. 523, прим. 1; см. /М. Лившиц. Классовая борьба в Иудее и восста¬
ния против Рима, с. 401, прим. 716.] 921 [Деление общины на yahad и eda предписано Уставом yahad (IQ S) и тек¬
стом «Двух колонок» (IQ Sa), с этим делением мы постоянно сталкиваемся в
канонических Евангелиях: Назарет представляет собой руководящий центр,
yahad; Вифлеем - общину eda в Иудее. Вифлеем - город Давида, а община eda
ждала прихода Сына Давидова. Галилейская община - община eda в Галилее,
это зелоты, их руководителем поставлен Петр-Кифа. Иоанн - один из трех ру¬
ководителей yahad.]