Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/217]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
217 никам на тайной вечере. В Дидахе сказано: «познание, вера и жизнь веч¬
ная»,905 вера здесь не дар, не милость и не озарение. Познание - это
познание пути и следование по этому пути в общине, соблюдение ее со¬
циально-этических норм, норм коллективизма, норм Царства Божьего.
Поэтому на первом месте познание, на втором вера, а не наоборот. Вера
не критерий праведности, а ее компонент. [ . . .] Отказ от себялюбия в Уставе yahad906 был обусловлен действитель¬
ным «единством в тленном» - обобществлением знания, труда и иму¬
щества. Отказ от себялюбия в Дидахе при сохранении социальных прин¬
ципов eda был возможен через «единство в нетленном»907 - веру в Цар¬
ство Божье, для достижения которого необходимо полное нравственное
перерождение («рождение свыше», по терминологии IV Евангелия908),
полный нравственный переворот, нравственность диаметрально проти¬
воположная нравственности сего мира, основанного на себялюбии. По¬
этому вместо ненависти к врагам в Дидахе любовь к врагам, вместо уда¬
ра за удар - «если ударят по щеке, подставь и другую», вместо защиты
своей собственности - «отдай и не требуй назад».909 Иными словами,
основное этическое требование Дидахе: «не отвечай злом на зло». Но
это и есть этическая норма Устава yahad «не отвечать злом на зло, доб¬
ром преследовать мужа»,910 только в Дидахе эта норма конкретизирова¬
на, дана не в общем, а в развернутом виде, популярно, понятно для но¬
вообращенных.911 В общине eda Дидахе функцию отрицания мира взяла
на себя нравственность и первым требованием этического переворота
было отрицание нравственности этого мира.912 [...] 905 [Дидахе 10.2]. 906 См. выражение Устава «чтобы поставить над собой yahad» [IQ S 5.10]. 907 [См. Дидахе 4.8]. 908 [Иоан.3.3-10]. 909 [Дидахе 1.4]. 910 [«до дня отмщения» (IQ S 10.17-21).] 911 [Далее в рукописи зачеркнута треть страницы.] 912 [Устав, аналогичный Дидахе, был, скорее всего, у зелотов, боевиков. Было
ли там «учение о двух путях»? Говорилось ли о «щеках и хитоне»? По-видимо-
му, разгадка в том, что членам общин диаспоры нужно было дать что-то срав¬
нимое с коллективизмом yahad и самопожертвованием боевой организации. «Не
отвечай злом на зло» - это половина принципа, вторая половина - «но если по¬
лучил приказ уничтожить, уничтожь» - была изъята, она не была нужна герим.