Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/216]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
216 проповеди Матфея тоже есть «щеки», «хитон» и «любовь к врагам»,897
но там Христос уже принес искупительную жертву и воскрес, социаль¬
ные принципы (милостыня) и соответствующие им этические принци¬
пы вытекают из веры в спасение по милости Божьей, из веры в эту ми¬
лость. В Дидахе нет ни ненависти Устава yahad, ни надежды на спасе¬
ние Евангелия от Матфея. Что же означают эти «щеки и хитон» и откуда
они взялись? «Одних обличай, за других молись, а третьих люби более себя».898
Кого любить более себя? «Ищи каждый день общения с совершенными
(то есть tmymym)»899 - вот оно что. Кто такие tmymym? Это yahad, те,
кто практиковал полный коллективизм, лишенные эгоизма и себялюбия
«добровольно жертвующие».900 «Если кто ударит тебя по одной щеке,
подставь и другую - и будешь совершен»901 - будешь свободен от эгоиз¬
ма, от себялюбия, от страха. В переложении кумранской дуалистической
доктрины этический аспект преобладает, доминирует. «Щеки, хитон и
две мили» - это нравственная добровольная жертва, не требующая на¬
грады, воздаяния, но воспитывающая новую этику, освобождение от се¬
бя. Тем более замечательно, что здесь в Дидахе нет «баш на баш», праг¬
матизма спасения синоптических Евангелий: «кто потеряет душу свою».902
Ничего подобного. Если ты способен подставить левую щеку, когда те¬
бя бьют по правой (и ты знаешь, кто бьет и почему), то ты тем самым
отвечаешь бьющему как совершенный, ты стал совершенным, в тебе
нет страха за себя. Это этический принцип yahad Устава.903 Это
и есть добровольная жертва по Уставу yahad. Эту жертву приносит Ии¬
сус Христос в IV Евангелии в час его славы. «Нет выше любви, чем по¬
ложить жизнь свою за друзей своих»,904 - говорит он, омывая ноги уче¬ 897 [Мф.5.39-48]. 898 [Дидахе 2.7]. 899 [Дидахе 4.2]. 900 [См. прим. 143 на стр. 44.] 901 [Дидахе 1.4]. 902 [«ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу
свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16.25; Мк.8.35; Лука 9.24).] 903 Ср. «До семи ли раз прощать брату твоему? - до седмижды семидесяти»,
то есть 70x7 = 490 [до великого юбилейного года], до суда Божьего и Царства
Божьего (Мф.[18.21-22]). 904 [Иоан.15.13].