Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/215]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
215 3) Коллективизм. По пути смерти идут «не труждаю- щиеся за обремененного»,891 то есть все не вступившие в общину, целью которой был полный коллективизм - Царство Божье на земле. В Дидахе нет ни осуждения богатства, ни прославления бедности
(чем так замечательно Евангелие от Луки892 и чем заметно грешил уже
Павел) - здесь нет в этом нужды. Есть взаимопомощь - форма коллек¬
тивизма, доступная при сохранении частной собственности и семьи. Но
вместе с тем это и первая ступень на пути воспитания коллективизма.
«Пусть дар твой запотеет в руке твоей прежде, чем ты узнаешь, кому да¬
ешь»893 - трезвая рекомендация и вполне понятная, члены общины до¬
бывали средства к жизни своим трудом. Помогать нужно нуждающим¬
ся, это не милостыня в евангельско-каноническом, церковном смысле
«пожертвования», не «лепта вдовицы»894 от недостатка, а не от избыт¬
ка, это помощь тем, кому помощь нужна. И вдруг «щеки»: «Если тебя ударят по одной щеке, подставь и дру¬
гую», «хитон», «две мили».895 В Уставе yahad - вечная ненависть к лю¬
дям кривды,896 последовательный дуализм до дня ликвидации дуализ¬
ма в день суда Божьего, когда наступит конец царству зла. В Нагорной 891 [Дидахе 5.2]. 892 [См. притчи о безумном богаче (Лука 12.16-21), о богаче и бедном Лазаре
(Лука 16.19-31), о том, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши,
нежели богатому войти в Царство Божье» (впрочем, «невозможное человекам
возможно Богу»; Лука 18.18-27), о лептах вдовы (Лука 21.1 -4) и пр. Вместе с
тем Евангелие от Луки - наиболее конформистское из четырех Евангелий Но¬
вого Завета. Социальная демагогия и сохранение ряда рудиментов культа вто¬
рой стадии были, скорее всего, попыткой расколоть зелотов. Если это верно,
становится понятен первоначальный смысл притчи о блудном сыне (Лу¬
ка 15.11-32). - А.Г.] 893 [Дидахе 1.6]. 894 [Лука 21.1—4]. 895 [Дидахе 1.4]. [IQ S 9.21-22]. 896