Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/211]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
211 Последний час наступил. Центр дал сигнал к выступлению, этим
сигналом был лозунг «Христос воскрес!» Это произошло в конце 30-х
годов при императорах Тиберии и Калигуле, когда прокуратором Иудеи
был Понтий Пилат, были организованы выступления в Иудее, Алексан¬
дрии и Риме. Обстановка в Риме была настолько накалена, что еще в
19 г. по распоряжению Тиберия иудеи были изгнаны из Рима.866 Однако
эти выступления, описанные в Деяниях апостолов867 и у Иосифа Фла¬
вия,868 были сорваны, восстание не стало всеобщим. Не исключено, что
известную роль при этом сыграли соглашатели вроде Филона Алексан¬
дрийского, который ездил в Рим, чтобы уладить «конфликт» в Алексан¬
дрии.869 40-50-е годы были отмечены известным равновесием сил рево¬
люции и контрреволюции. С одной стороны, формировались боевые
дружины зелотов и велась пропаганда в диаспоре. С другой стороны, в
Риме к власти пришел Клавдий, его политика умиротворения (начало
ей положил еще Тиберий отставкой Пилата870) опиралась на социаль¬
ные верхи иудейского общества. Клавдий отдал Иудею Ироду Агриппе,
поставил им [иудеям] их царя,871 и хотя революция набирала силы, вы¬
ступление задерживалось. Были арестованы и убиты руководители -
Петр и Иаков, был арестован Павел.872 В 49 г. последовал второй ре¬
скрипт об изгнании иудеев из Рима.873 В это время написаны Послания
общинам диаспоры, вошедшие в новозаветный канон, уставом таких об¬
щин была Дидахе, речь шла о массовой базе мировой революции. 866 [Suet., Tib. 36; Joseph., AJ 18.3.5]. 867 [Деяния апостолов описывают воскресение Христа (то есть начало восста¬
ния под лозунгом «Христос воскрес»), его вознесение (то есть неудачу восста¬
ния, задержку суда) и обрушившиеся затем на общину репрессии (Деян. 1-8).] 868 [AJ 18.3.1-3; Ш2.9.2-А]. 869 [См. Joseph., AJ 18.8.1. См. Philo, Leg:, In Flacc.\ 870 [Joseph., AJ 18.4.2]. 871 [Cm. Joseph., AJ 19.6.1; BJ2.11.5-6. Когда в 41 г. Агриппа I читал на празд¬
нике Кущей книгу Второзакония и дошел до слов «из среды братьев твоих по¬
ставь над собою царя; ты не можешь поставить над собою иноземца, который
не брат тебе» (Втор. 17.15), он расплакался, потому что понял, что текст отно¬
сится к нему самому. Но народ закричал: «Не расстраивайся, Агриппа. Ты наш
брат! Ты наш брат!» (mSot.7.8).] 872 [Деян.21]. 873 [См. Suet., Claud. 25.4: Iudaeos impulsore Chresto assidue tumultuantis Roma
expulit.]