Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/21]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
21 кать христианские корни. Наконец, боги зажили своей жизнью, они ро¬
ждались от богов, синкретизировались с другими, умирали и, как и по¬
ложено богам, для людей оставались непознаваемыми. Эту цепь гени¬
альных догадок, фантастических гипотез и лжи по традиции, поисков
и добросовестных заблуждений порвал Кумран. И христианство спус¬
тилось на землю Иудеи, откуда оно и взяло свое начало. [...] Энгельс
точно определил как характер первоначального христианства, так и пу¬
ти его исследования. Апокалипсис, социальное движение и секты - вот,
по мысли Энгельса, ключ к решению задачи. В статье «К истории пер¬
воначального христианства» Энгельс писал, что «новые находки, в осо¬
бенности в Риме, на Востоке и прежде всего в Египте помогут в этом
вопросе гораздо больше, чем какая угодно критика».54 Раскопки в Егип¬
те (Хенобоскион) в конце 40-х - начале 50-х годов показали теснейшую
связь гностицизма с ранним доканоническим христианством. Раскоп¬
ки в Кумране (находки 1947 г. в пещерах на побережье Мертвого моря и
раскопки 50-х годов) показали генетическую связь христианства с иу¬
дейским сектантством в вопросах теории, практики, социально-органи¬
зационных принципов, целей и методов борьбы. Возникла новая нау¬
ка - кумрановедение, ее представляют такие крупнейшие ученые как
Дюпон-Соммер, Кросс, Олбрайт, Анни Жобер, марксисты А. Робертсон,
Донини, из советских ученых - Амусин, Елизарова, Трофимова.55 В ре¬
зультате 20-летнего56 изучения текстов Кумрана и археологических дан¬
ных, на основании сообщений Флавия и Филона57 и тождества кален¬
даря терапевтов и кумранитов установлено тождество кумранитов с ес-
сеями (и терапевтами в Египте, около Александрии). Е1осле раскопок в районе Мертвого моря стало известно, что Кум¬
ран - это ессеи, что ессеи - это в Иудее, что ессеи странно близки пер¬
воначальному христианству. Кумран заполнил брешь, образовавшуюся
в христианском каноне, показал, что ессеи были мессианистами и что 34 [Энгельс. К истории первоначального христианства, с. 12.] 55 [См. список литературы.] 56 [Рукопись датирована 1967 г.] 57 [Philo. Quod omnisprobus liber sit, 12.75-87; Apologia (Euseb.,Pr. Ev. 8.11);
De vita contemplativa. Joseph., AJ 18.1.5; 5J2.8.2-13; BJ (slav.) 2.8.2-13;
Vit. 2.10-12].