Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/205]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
205 но из «святого винограда Давида» стало символом крови Христовой.
Значение хлеба осталось неизменным посредством метафоры «плоть
Христова», этим символ общины был как бы возведен в высшую сте¬
пень.828 «Вы не только храм, вы плоть Христова»;829 «община - тело
Христово, Христос - глава»; «Христос глава, вы - члены».830 Может по¬
казаться, что речь идет о yahad (любви, единстве), но это единство «во
Христе», в культе. «Нет уже ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободно¬
го, ни мужа, ни жены, но все и во всем Христос».831 Требование единст¬
ва «в тленном, как в нетленном»832 было снято достаточностью «един¬
ства в нетленном», тем самым отпали как ненужные и обременитель¬
ные все положения кумранской социальной общности. Из сказанного
следует, что новый завет, служителем «не буквы, но духа» которого тре¬
бовал быть Павел,833 это не тот новый завет, кровь которого («кровь но¬
вого завета»834) символизирует вино евхаристии Первого послания к ко¬
ринфянам. Если мы вернемся теперь к символике вина и хлеба в IV Евангелии,
то увидим принципиальную разницу. Вино в IV Евангелии это не «свя¬
той виноград Давида» и не «кровь нового завета», вино произведено из
воды,835 это символ духа святыни. Здесь две ступени, то есть два очище¬
ния, первое - Иоанново, второе - Иисусово.836 Иисус делает верующих 828 [См. 1Кор. 11.23-26]. 829 [См. «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»
(1Кор.3.16); «И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1Кор. 12.27).] 830 [См. Рим.12.5; 1Кор.6.15; Еф.1.22-23; 4.15-16; 5.23-30; Кол.1.18; 2.19 и
ДР·] 831 [Вольный пересказ Гал.3.28; ср. Кол.3.11]. 832 [См. Дидахе 4.8]. 833 [«Он (Бог) дал нам способность быть служителями Нового Завета, не бук¬
вы, но духа: потому что буква убивает, а дух животворит и т. д.» (2Кор.3.6).] 834 [«эта чаша есть новый завет в Моей Крови...»(IKop. 11.25); «это есть Кровь
Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26.28);
ср. Мк. 14.24; ср. Лука 22.20. Ср. «И взял Моисей крови и окропил народ, го¬
воря: ют кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих»
(Исх.24.8); «без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9.22).] 835 [См. Иоан.2.1-11]. 836 [См. Иоан. 1.26-27 и далее. Синоптики выражаются более отчетливо. Ио¬
анн Креститель говорит об Иисусе Христе: «Я крестил вас водою, а Он будет
крестить вас Духом Святым» (Мк. 1.8); «и огнем», - добавляет Матфей (Мф.3.11;