Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/201]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
201 Как видим, аналогом «служителя Бога Иисуса» в Пастыре Гермы яв¬
ляется Пастырь, раб Бога. Но в отличие от Иисуса Дидахе, он имеет зва¬
ние «пастыря», то есть первосвященника.809 Именно эти качества отли¬
чают Учителя праведности Комментариев на Пс. 37, Хаваккука и Ми¬
хея от Единственного учителя Дамасского документа. Далее. В Пастыре Гермы аллегорией общины служит «башня на ска¬
ле»,810 в то время как в Дамасском документе и Дидахе никаких камней
нет. Но по Уставу yahad «стена испытанная, краеугольный камень, да
не потрясутся его устои и т. д.»811 - это совет общины. И совершенно по
кумранскому Уставу трактуется в Пастыре Гермы период строительства
башни - как предопределенный Богом период предыстории человечест¬
ва, который и должен закончиться с окончанием строительства башни -
Царства Божьего. Праведность дана в Пастыре Гермы в социально-эти¬
ческом аспекте, как и в Уставе Кумрана. И хотя в Пастыре Гермы нет
общности имущества, но все касающееся богатства свидетельствует о
том, что подход к проблеме собственности идентичен в обоих докумен¬
тах и богатых отучают от собственности.812 Непосредственное знаком¬
ство автора Пастыря Гермы с Уставом Кумрана не подлежит сомнению.
И поскольку в образе «наставника» Пастыря Гермы воспроизведены де¬
тали, присущие Учителю праведности кумранских Комментариев, ко¬
торых нет ни в Дамасском документе, ни в Дидахе, можно полагать, что
мы наблюдаем здесь две линии в разработке образа «божественного из¬
бранника», сверхреального руководителя общины. Комплекс «Пастырь-
первосвященник, судия, спасение от суда Божьего за веру» и мотив «кам¬
ня краеугольного»813 характерен для Первого послания Петра, Апока¬
липсиса, Евангелия от Иоанна, в то время как отождествление общины
с хлебом, трактовка Иисуса как посредника «в хлебе и вине» характер¬
на для Дидахе, отождествление Иисуса Христа с хлебом и вином - для
Павла.814 809 [Герма 2.0; ср. 3.5.5 (46). Далее в рукописи неразборчивая запись: «верою
в него, спасен от суда» и т. д.] 810 [Герма 3.9.2-6 (13-56) и далее.] 811 [IQ S 8.7-8]. 812 [См. Герма 1.3.6,9 (67-72,98-103); 3.1-2; 3.9.28 (254-258) и др.] 813 [Шетра 2.4-8; «мотив камня краеугольного» (Ис.28.16; Пс. 118.22-23;
ср. Ис.8.14) звучит и в Рим.9.32-33; Еф.2.20; Мф.21.42-44; Мк. 12.10-11; Лу¬
ка 20.17-18; Деян.4.11]. 814 1Кор.[11.23-26 и др.]