Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/198]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
198 ступенью, началом эсхатологического культа, его непременным услови¬
ем. Возведение этого культа на уровень мессианский, наделение главы
общины Израиля мессианским статусом «сын Давидов, сын Божий» -
это рубеж, с которого начинается строительство эсхатологическо-месси¬
анского культа и его ритуальное оформление. Только теперь можно бы¬
ло перенести трапезу встречи мессии Израиля, «когда его породит Бог»,
текста «Двух колонок» на начало суда Божьего и воскресение: первым
воскреснет Учитель, открывшись сыном Божьим (то есть родившись сы¬
ном Божьим), мессией Иисусом, и «тогда увидит мир Господа, гряду¬
щего на облаках небесных».802 Что касается общины, то, как только глава общины получил месси¬
анский статус сына Давидова, община немедленно стала «семенем Да¬
вида»,803 «храмом человеческим»804 и «святым виноградом Давида».805
С тех пор это ее постоянный статус на протяжении всего времени до по¬
ражения в Великой Иудейской войне, и он контаминируется в культе во¬
площения с рождением от Духа Святого (см. Послания и Евангелия).
В Благодарственных Гимнах ничего этого, естественно, еще нет. Там об¬
щина - «жена, рождающая дивного советника».806 Эта мифологема
«жены», «общины-матери» имела фундаментальное значение в строи¬
тельстве эсхатологическо-мессианского культа. Трапеза встречи мессии
Израиля текста «Двух колонок» дала ритуальную форму культа мессии
Израиля, но не культа единства Учителя и его общины, к Учителю она
не имела никакого отношения. Таким образом, в Кумране все элементы мессианско-эсхатологиче¬
ского культа существовали отдельно, врозь, в единый узел их связал эс¬
хатологический культ единства Учителя и его общины. Только после 802 См. третье знамение истины, Дидахе 16.[8]; см. у Гегесиппа формулу, про¬
изнесенную Иаковом Праведным на крыле храма, и ответ Иисуса Христа на
суде первосвященническом у Марка и Матфея [см. прим. 1176 на стр. 268]. 803 4QPB 1.4. 804 4Q Йог [1.6]. 805 Дидахе [9.2]. 806 Соответственно «город-крепость» и «корабль (лодка)» [1Q Н 3.6—13; ср. Гер¬
ма 1.3; 3.9.2-6 (13-56) и др.] Последние два обозначения выпали в метафоры,
хотя и обязательные (терминологически) как признаки ортодоксальности [напр.
Мф.21.33; Мк.12.1; Лука 14.28. Мф.4.21-22; 8.23-27; 14.22-33; Мк.1.19-20;
4.36^И; 6.47-54; Лука 5.1-11; 8.22-25; Иоан.6.17-22 и др.]