Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/191]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
191 Бога, открыт через Иисуса, служителя Бога».775 По фрагменту Аллегро776
мессия Израиля, сын («отпрыск») Давида - сын Божий, спасает Изра¬
иль. Проф. Аллегро связывает это положение с ролью Иисуса Христа
спасителя. Но само имя «Иисус (Иешуа)», как известно, дословно зна¬
чит «спасающий». Получается, что процесс шел параллельно. На линии
Дидахе - Первого послания к коринфянам синтез начинался с перене¬
сения культовой формы - евхаристийной трапезы - на объект почита¬
ния и завершился паулинистской трактовкой евхаристии: виноград Да¬
вида стал символом «крови», то есть иначе говоря, было создано родо¬
словие Иисуса Христа, сына Давидова по плоти, сына Божьего по духу.
На линии Пастырь Гермы - круг Иоанна синтез начинался с превраще¬
ния раба в наследника виноградника и завершился «истинной виноград¬
ной лозой»777 - превращением воды в вино.778 Имя «Иисус» в Дидахе -
сакральное, евхаристийное имя. Не исключено, что оно возникло просто
как эпитет «спасающий», это тем более вероятно, что Иисус, «служи¬
тель Бога», («господин», Κύριος) был в Дидахе посредником в «пути
жизни» (праведности), а праведность была единственным залогом спа¬
сения, воскресения и жизни вечной. Таким образом, в случае, если имя
«Иисус» - модификация функции сына Божьего, царского мессии фраг¬
мента Аллегро и текста «Двух колонок», то само перенесение функции
«спасения» с мессии царского на кандидата в мессии первосвященни¬
ческие было обусловлено ролью последнего как божественного посред¬
ника в праведности и, следовательно, выглядело в достаточной мере ор¬
ганично как своего рода дополнение и уточнение.779 Заключением Дидахе есть две важнейшие предпосылки такого
синтеза: отсутствие поколенной иерархии [деления общины на Аарона
и Израиль] и мессианско-эсхатологический культ кандидата, формой ко¬
торого был мессианско-эсхатологический культ царского мессии. Одна¬
ко процесс синтеза только начинается, Дидахе отражает раннюю ста¬
дию совмещения функций двух мессий. 775 [Дидахе 9.2]. 776 [4QFlor 1.10—13. См. прим. 366 на стр. 92.] 777 [Иоан.15.1]. 778 [Иоан.2.1-11]. 779 В связи с этим любопытен мотив «нового имени» в каноне, см. Откр. [2.17;
3.12; 19.12-16].