Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/19]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
19 Борьба, которую вели сыны света с сынами тьмы, была сознательна, ор¬
ганизована, нацелена на приближение последнего срока. Поэтому они
[называли себя] не «исполняющими», а «делающими» Закон,44 лозунг
«Время идти в пустыню и приготовить путь Богу нашему»45 имел чисто
практическое значение - они рассматривали свое время как эсхатоло¬
гическое, канун конца [существующего] общественного строя, «мира»,
а если перевести на современный язык, как канун революции; в услови¬
ях кризисной ситуации они готовили революцию, чтобы осуществить
мировой переворот, развязать эсхатологическую войну, [и эти попытки
продолжались] вплоть до Великой Иудейской войны.46 Эсхатология бы¬
ла ядром революционной доктрины Кумрана, основанием практической 44 [«Делающие Закон» (ΠΊ1ΠΠ ,ЕЛД) - самоназвание кумранской общины;
см. «.. .чтобы... делать (ТЛЕЛ?) добро и справедливость перед Ним, как приказа¬
но Моисеем и всеми Его рабами пророками ...и... чтобы делать (ПП EJU bl) прав¬
ду и справедливость и право на земле... »(1Q S 1.2-3,5-6);«... (этоотносится)к
делающим (Ό"ΙΙλ) Закон в доме Иуды...» (lQpHab 8.1) и т.д.; ср. 4QpPs 37
2.15 ит. д. Ср. «...если ты судишь закон, то ты не исполнитель (точнее, ‘мастер’,
‘творец’, ‘поэт’ - А. Г.) закона (ούκ έΐ ποιητής νόμου), но судья» (Иак.4.11);
«... не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона (πονηται
του νόμου) оправданы будут» (Рим.2.13); «Не дал ли вам Моисей закона? и ни¬
кто из вас не поступает по закону (και ούδεις έξ υμών ποιεί τον νόμον). За что
ищете убить Меня?» (Иоан.7.19); ср. полемику с фарисеями, которые «гово¬
рят, и не делают» (Мф.23.3) и др. В Ветхом Завете такого термина нет, грече¬
ская калька впервые встречается в завещании Маттафии продолжать священ¬
ную войну: «Итак, соберите к себе всех делающих закон (πάνταςτους
ποιητάς του νόμου) и отмщайте за обиды народа вашего» (1Макк.2.67).
См. И.Амусин. Тексты Кумрана, с. 181. Можно полагать, что это словоупот¬
ребление восходит к первым хасидим. Речь идет не о набожных людях, кото¬
рые исполняют предписания Торы и оставляют в неприкосновенности соци¬
альные отношения и институты, противоречащие и Торе, и пророкам, но об
экстремистах, поставивших целью уничтожить эти институты и эти отноше¬
ния. В Послании Иакова слово звучит в полную силу, у Павла его смысл стира¬
ется, в канонических Евангелиях это дань революционному прошлому.
Ср. Мф.5.17-18. Ср. И.Амусин. Кумранская община, с. 172-173.] 45 [IQ S 8.13-14; 9.19-20; Иоан.1.23; Мф.3.3; Мк.1.3; Лука 3.4]. 46 См. Иосифа Флавия; см. Istvdn Hahn. [Josephus und die Eschatologie
vonQumran. - QP, c. 167-191]; см. Арч.Робертсон. [Происхождение христи¬
анства, с. 203,298], где говорится о X легионе Веспасиана в Ку мране, и притчу
о бесах в синоптических Евангелиях [Мф.8.28-34; Мк.5.1-20; Лука 8.26-39].