Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/185]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
185 Обратимся к формуле 3-й евхаристии Дидахе: «благодарим Тебя, От-
че наш... за познание, веру и бессмертие, которые Ты открыл через Ии¬
суса, служителя Твоего».748 Эта формула фиксировала весь «комплекс
святости и спасения», все его компоненты, открытые через Иисуса как
служителя Бога, - и праведность, и веру, и бессмертие. В последний час
суд Божий проверит достойность (причастность) к Царству Божьему на
земле. Эсхатологический характер формулы хлеба, то есть 2-й евхари¬
стии Дидахе, отметил еще Гарнак.749 Реализация этой формулы в Дида¬
хе определена однозначно - воскресение из мертвых. В Евангелии от
Иоанна Христос говорит: «Я есмь хлеб жизни, сошедший с небес».750
Когда община будет собрана в Царстве Божьем на земле, 2-я эсхатоло¬
гическая фаза будет завершена и божественный посредник станет Ии¬
сусом Христом. Таким образом, евхаристия Дидахе в ритуальных сим¬
волах воспроизводит данное в Дидахе описание 2-й эсхатологической
фазы. Порядок евхаристии в Дидахе обратный. В трапезе раббим
Устава yahad, в евхаристии текста «Двух колонок», в евхаристии Пер¬
вого послания к коринфянам и на тайной вечере Господа Иисуса Хри¬
ста [у синоптиков] евхаристийные символы - хлеб и виноградное ви¬
но.751 То же в евхаристии Дидахе, но эти символы везде752 даны в такой 748 [Дидахе 10.2]. 749 [«Эта молитва имеет эсхатологическое значение; как многие отдельные зер¬
на собираются воедино, так многие разрозненные члены Церкви должны будут
собраться вместе в будущем царстве. В высшей степени достойно внимания, что
в Дидахе в святом причащении - эсхатологическая аллегория, которая нигде
больше не встречается. Какой глубокой древности должна быть эта молитва!»
(примечание А.Гарнака к тексту Дидахе; см. прим. 1795 на стр. 409).] 750 [«Я есмь хлеб жизни» (Иоан.6.35,48); «Я - хлеб живой, сшедший с небес и
т.д.» (Иоан.6.51).] 751 [IQ S 6.5; IQ Sa 2.17-22; lKop.ll.23-29: «Ибо я от Самого Господа при¬
нял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был,
взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: ‘приимите, ядите, сие есть Те¬
ло Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание’. Также и чашу по¬
сле вечери и сказал: ‘сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите,
когда толью будете пить, в Мое воспоминание’. Ибо всякий раз, когда вы едите
хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет и
т. д.»; Мф.26.26-29; Мк.14.22-25; Лука 22.17-20; у Луки сначала говорится о
чаше, потом о хлебе, потом снова о чаше. Эта вторая чаша, скорее всего, есть