Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/184]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
184 раиль - ветвистый виноград».742 В Апокалипсисе «виноград» - «точи¬
ло гнева Божия», символ конца дней, суда Божьего и мирового катак¬
лизма: «истоптаны ягоды в точиле гнева Божьего, и потекла кровь даже
до узд конских на тысячу шестьсот стадий».743 В Пастыре Гермы «вино¬
град» - [символ сына Божьего] ,744 Можно полагать, что виноградное ви¬
но - эсхатологический символ и вместе с тем символ «истинного Израи¬
ля»: община Дидахе от четырех ветров соберется после конца дней в
Царстве Божьем. Эти символы сакральны и по назначению, как культо¬
вые символы, и по трактовке: «виноград Давида, служителя Бога», на¬
зван «святым» и раскрыт таким образом как святой символ. Оба симво¬
ла открыты через Иисуса, «служителя Бога». Вместе они означали «по¬
знание, веру и бессмертие», это - комплекс спасения, соблюдавшие этот
комплекс были «совершенными», «святыми». Можно сказать, что ком¬
плекс спасения в Дидахе означает святость; его ритуальным оформле¬
нием служат сакральные символы хлеба и вина. [Комплекс святости]. Праведники («совершенные») в Дидахе
тождественны святым. «Если ты можешь понести все иго Господа, то
будешь совершенным»;745 в другом месте сказано: «каждый день ищи об¬
щения со святыми».746 Это были те, кто соблюдал комплекс праведно¬
сти в окончательном - нрзб.] варианте. Комплекс праведности дан в Ди¬
дахе целенаправленно: «Не принесет вам пользы все время вашей веры,
если не сделаетесь совершенными в последний час».747 И из экспозиции
суда Божьего видно, что спасение означало воскресение из мертвых -
бессмертие и жизнь вечную. Следовательно, комплекс спасения был то¬
ждествен комплексу святости. 742 Ос.[10.1]. 743 [Точнее: «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле,
и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за горо¬
дом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот ста¬
дий» (Откр. 14.19-20).] Эго, как полагает Робертсон [Происхождение христи¬
анства, с. 190], «удачное изображение того, что делалось в Иудее [во время Ве¬
ликой Иудейской войны]». 744 [См. прим. 365 на стр. 91-92]. 745 [Дидахе 6.2]. 746 [Дидахе 4.2]. 747 [Дидахе 16.2].