Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/182]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
182 но собранный вместе стал единым, так и община Твоя (Бога) от концов
земли да соберется в Царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила через
Иисуса Христа во веки».733 Если исходить из эсхатологической периодизации, данной в Дидахе,
то собирание общины воедино представляет собой процесс, включаю¬
щий несколько этапов: 1-я эсхатологическая фаза - это 1-й этап соби¬
рания общины, роста ее численности и совершенствования общинни¬
ков в праведности, то есть «жизнь и познание» [по терминологии Дида¬
хе]; 2-я эсхатологическая фаза - это 2-й этап собирания общины, то есть
наступление последнего часа, воскресение святых из мертвых, когда об¬
щина собирается воедино «от концов земли» («от четырех ветров») в
Царстве Божьем на земле. Соответственно двум этапам процесса соби¬
рания общины божественный посредник дан в двух званиях и выпол¬
няет две функции: «служитель Бога» и «Иисус Христос». Хлеб симво¬
лизирует единство общины «в нетленном», то есть в учении, вере и пра¬
ведности. Одновременно с тем, что «хлеб ломимый» - символ единства
общины, хлеб может быть истолкован и как символ самого главы общины
Иисуса Христа, то есть как мессианский символ. В этом втором значе¬
нии «хлеб» выходит за рамки общины, это символ общины праведни¬
ков, уже собранных в Царстве Божьем на земле, то есть символ Царства
Божьего на земле. Мотив «прокаленности» («хлеб печеный») оказыва¬
ется сквозным от Устава yahad до Апокалипсиса.734 Отсюда один шаг
до того, что «община - тело, а Христос - глава». Но для того, чтобы этот
шаг был сделан, необходим качественный скачок, будущий мессия дол¬
жен стать воскресшим мессией. Деятельность евангельского Иисуса
Христа тоже сводится к собиранию общины и так же символически
оформлена от собирания колосьев до хлеба на тайной вечере синопти¬
ков. В Первом послании к коринфянам хлеб тоже символизирует общи¬
ну.735 Но отличие в том и состоит, что в Дидахе двум значениям хлеба
соответствует пара последовательно раскрытых значений термина «Ии¬
сус»: «служитель Бога» и «Иисус Христос». Иисус, «служитель Бога», 733 [Дидахе 9.4]. 734 [См. прим. 219 на стр. 59. В Откровении Иоанна много огня, но нет
хлеба.] 735 См. ΙΚορ.10.[16-17: «хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение
Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от
одного хлеба»].