Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/18]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
18 сроки. Конечная победа предопределена этим планом, но сроков никто
не знает.38 И не только последнего срока никто не знает, но и сроков про¬
межуточных периодов. Поэтому [руководителям общины приходилось]
анализировать [снова и снова] реальную социально-политическую си¬
туацию.39 Эта доктрина оставалась открытой, [она не замкнута в себе,
как христианство, к которому мы привыкли, это был] своего рода инст¬
румент, в каждый данный момент определявший пути к концу мира, ме¬
тод, [при помощи которого можно было] определить, не связана ли дан¬
ная социально-политическая ситуация с наступлением последнего сро¬
ка, срока Божьего суда. Эсхатология Кумрана ничего общего не имеет с
мифологией, как и суд Божий [в кумранских текстах - это не мифологе¬
ма, он] близок к суду Божьему у пророков, и то и другое - кара, возмез¬
дие, но не это существенно в кумранской эсхатологии. Суд Божий кла¬
дет конец бытию кривды - навеки,40 это мировой социально-политиче¬
ский всеобщий переворот, конец общественной структуры, основанной
на началах несправедливости во всех ее видах и формах.41 Приближе¬
ние срока суда зависит от раскрытия истины, которая раскрывается из
срока в срок по мере роста духа святыни,42 то есть выполнение плана
Бога зависит от них, членов кумранской общины, от роста общины,
основанной на началах диаметрально противоположных существовав¬
шему [и существующему] общественному строю: на исключении част¬
ной собственности, эксплоатации, угнетения, лжи и, соответственно,
института рабства, государства, налогов, чиновников, армии и т. п.43 38 См. IQ pHab [7.7-14]. 39 См. кумранские Комментарии [И.Амусин. Тексты Кумрана. с. 133-269]. 40 [IQ S 4.18-20]. 41 См. lQMyst [1.8-11]. 42 [Эго часто встречающееся в рукописях Η. Е. положение не является пря¬
мой цитатой из Устава yahad. Ср. IQ S 4.16-17: «ибо бог поставил их (два ду¬
ха) мерой в меру (133 13) до последнего конца и дал вечную вражду между
их делениями» (перевод К. Старковой); см. также IQ S 4.25 (133 13 значит
«поровну», но ср. Иоан.3.34: «не мерою дает Бог духа»); ср. IQ S 8.14-16: «При¬
готовьте в пустыне путь, выровняйте в степи стезю Богу нашему. Эго (означа¬
ет) исследование Торы, <как> заповедал (Он) через Моисея, чтобы делать все,
что раскрывается из срока в срок (ГШЗ ПЗ ПЬПЗГТ ЬТЗЗ ГПЗ’ЗЬ) и что откры¬
ли пророки посредством Его святого духа»; см. IQ S 9.3-4 и т. д.] 43 См. учение о двух духах, IQ S [3.17- 4.26], и учение о двух путях Дида-
хе [1-5].