Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/178]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
178 ки евхаристийной трапезы, останется, как видим, евхаристийная сим¬
волика Дидахе. И если исключить, что «Христос воскрес», останется
Иисус - носитель «Божьей премудрости», посредник в духе святости и
божественной истины. Суммируем сказанное. Как и Учитель праведности Дамасского до¬
кумента, Иисус, «служитель Бога», в Дидахе - кандидат в первосвящен¬
нические мессии. Но, в отличие от кандидата в мессии из Аарона и из
Израиля Дамасского документа, мессианский кандидат Дидахе Иисус
значительно ближе к тому, чтобы занять, наконец, предназначенный ему
пост. Можно сделать такое заключение: Иисус, «служитель Бога», Ди¬
дахе - это Учитель праведности Дамасского документа, пропущенный
через культовую форму евхаристийной трапезы. Еще более велико совпадение ряда деталей мессианской конструк¬
ции в Дидахе и Дамасском документе. Культ Учителя праведности Да¬
масского документа внес корректив в трактовку образа первосвященни¬
ческого мессии Кумрана, его атрибутом стало воскресение из мертвых.
Соответственно атрибутом Господа в Дидахе также является воскресе¬
ние.713 Примечательно, что ни в Дамасском документе, ни в Дидахе сам
по себе акт воскресения Учителя-мессии не индивидуализирован и во¬
обще не акцентируется. В Дамасском документе сказано «встанет»,714 в
Дидахе - «придет».715 Но в Дамасском документе сказано, что Учитель
праведности умер (и встанет в конце дней), а в Дидахе нет упоминания
о смерти, но сказано, что Господь (Κύριος) «придет» после начала суда
Божьего в общем воскресении мертвых первым «и все святые с ним».
Само воскресение мертвых в Дамасском документе должно было стать,
и в Дидахе стало, центральным актом экспозиции «конца дней». Ука¬
занные детали мессианско-эсхатологической конструкции Дидахе, по-
видимому, можно рассматривать как уточнение и конкретизацию основ¬
ных положений соответствующей доктрины Дамасского документа.
В обоих документах Учитель праведности (more haccedeq, μαράν, Κύ¬
ριος) - кандидат в мессии и форма превращения («преображения») его
в Христа определена однозначна. 713 См. Дидахе 16. 714 pQi; (CD 6.10).] [См. прим. 582 на стр. 146 ] 715