Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/177]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
177 ха». В Дамасском документе нет сакральной символики святого духа и
Учитель праведности - посредник в духе святости и истины - не имеет
имени. Еще более показательно, что в Пастыре Гермы нет сакральной
символики (нет евхаристийной трапезы вообще) и, при всей близости
этого апокрифа к раннехристианским документам, там нет и имени «Ии¬
сус». Таким образом, можно полагать, что культовой оболочкой поня¬
тия «дух святыни» в Дидахе была сакральная символика евхаристии
(хлеб и вино) и сопряженное с ними имя «Иисус» и, следовательно, Ии¬
сус оказался носителем духа святости. Если из Дидахе убрать сакраль¬
ные символы евхаристии и имя Иисуса, останется Κύριος («учитель,
господин»), функции которого (учитель праведного пути жизни, боже¬
ственный посредник и будущий мессия) полностью совпадают с функ¬
циями Учителя праведности Дамасского документа. В связи с этим ин¬
тересно следующее указание Первого послания к коринфянам: «не
хулить имя Господа, не называть Иисуса Господом, но только духом свя¬
тым».709 Это указание тем более замечательно, что дано в связи с гнев¬
ной филиппикой Павла против тех, кто рассматривал евхаристийную
трапезу как простой обед,710 Павел подчеркивает сакральный характер
евхаристийной трапезы догматическим обоснованием ее символики: ви¬
но - «кровь», хлеб - «тело Христово», и указывает ее порядок - тот са¬
мый (в той же последовательности), что и в Дидахе - на первом месте
чаша, на втором хлеб. Примечательно, что именно здесь, в Первом по¬
слании к коринфянам, Христос - «Божья премудрость»,711 и здесь же да¬
на арамейская формула «маран афа».712 Если из Первого послания к ко¬
ринфянам убрать паулинистскую интерпретацию сакральной символи- 709 [Точнее: «никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Ии¬
суса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым»
(ούδείς έν Πνεύματι Θεού λαλών λέγει ανάθεμα Ίησοΰν· και ούδεις δύναται
εϊπεΐν Κύριον Ίησοΰν, εί μή έν Πνεύματι 'Αγίω - 1Κορ.12.3). Замечание Η.Ε.
можно было бы посчитать недоразумением, вызванным несовершенством си¬
нодального перевода, если бы в Пастыре Гермы Сын Божий не был отождест¬
влен с Духом Святым, а раб (Божий) - с Сыном Божьим; см. Герма 3.5.4 (46).] 710 [1Кор. 11.20-34: «А если кто голоден, пусть ест дома...»] 711 [«А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов
безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и
Божию премудрость» (1Кор. 1.23—24).] 712 [1Кор.16.22].