Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/176]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
176 По Дамасскому документу, (Единственный) учитель праведности
«поставлен Богом», чтобы «вести их (общину Нового Завета) по пути
Его (Бога) сердца»,706 на Единственного учителя перенесена прерогати¬
ва Совета общины Устава yahad в «познании истины Бога», то есть в
познании Бога. Соответственно и Иисус в Дидахе - «служитель Бога»
(Κύριος - «учитель, господин»), открыл «благое» учение кумранского
Устава, то есть учение о двух путях жизни Дидахе, открыл «познание»
и «святое имя Бога»: «Благодарим тебя, Отче святый, за имя Твое свя¬
тое, которое Ты... открыл нам через [Иисуса] служителя Твоего (τού
παιδός σου)».707 В Дамасском документе Единственный учитель дан как
посредник «в духе святости» (который есть истина). Иисус, «служитель
Бога», в Д идахе тоже посредник в духе святости, через него открыты свя¬
тые (сакральные) символы: «святой виноград Давида, служителя Бога»,
то есть «чаша», и «хлеб ломимый» - символ «духовной пищи» и един¬
ства общины в праведности. Примечательна и такая деталь. По Дамас¬
скому документу дух святости открыт через мессию,708 а Учитель пра¬
ведности - посредник, но прямо мессией не назван. Иисус же прямо
назван в Дидахе Христом (мессией), но только один раз и именно в фор¬
муле хлеба. Единственный учитель Дамасского документа и Иисус, «служитель
Бога», Дидахе совпадают по своим функциям как божественные посред¬
ники. Но тут же обнаруживается и различие между ними. Если через
Единственного учителя в Дамасском документе «дух святости» дан или
открыт как религиозно-этическое понятие, как синоним понятия «пра¬
ведность», то через Иисуса, служителя Бога, открыт не абстрактный
«дух святости», но сакральные символы этого «духа», точнее, дух свя¬
тости дан через сакральные символы, открытые Иисусом, служителем
Бога. Налицо культовое оформление кумранского понятия «дух свято¬
сти (святыни)». Это тем более важно, что само имя «Иисус» дано здесь
только в рамках и в качестве компонента формулы виноградного вина
(«чаши») и формулы хлеба. Из этого следует, что налицо не только куль¬
товое оформление понятия «дух святости», ритуально оформлен и сам
посредник, через которого даны сакральные символы этого «святого ду- 706 [CD 1.11]. 707 [Дидахе 10.2]. [См. CD 2.11-13; 6.1]. 708