Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/172]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
172 сакральными символами евхаристийной трапезы (или, точнее, через са¬
кральные символы), «хлеб ломимый» в Дидахе не назван и не является
«телом Христовым», а вино не является и не названо «кровью Христо¬
вой». Трактовка сакральной символики в Дидахе принципиально отли¬
чается от паулинистской. Это тем более примечательно, что последова¬
тельность евхаристии Дидахе обратная: на первом месте чаша, вино¬
градное вино, на втором - хлеб, такой порядок имеет параллель только
в 1Кор.10.[16], но в следующей главе снова устанавливается обычная
для синоптиков (и, очевидно, прямая) последовательность, так как и у
ессеев, по Иосифу Флавию, и у евионитов,688 и по Уставу yahad и тексту
«Двух колонок» на первом месте всюду хлеб, на втором - виноградное
вино (сусло, у евионитов вода).689 Совпадение уникальное и случайным,
очевидно, быть не может. Самый обряд евхаристийной трапезы рассмат¬
ривается в Дидахе как сакральный: трапеза - «святыня»690 и «жертва»,691
но это святыня и жертва самой общины, а не искупительная жертва Сы¬
на Божьего.692 Соответственно и другой важнейший обряд ритуальной
практики новозаветного христианства и Кумрана - обряд омовения693 -
представлен в Дидахе в допаулинистсной форме (как обряд покаяния).694 Отмеченные особенности показывают, что в Дидахе есть ряд основ¬
ных мессианских терминов и элементов (обрядовых форм) новозавет¬
ного христианства. Но все эти элементы по-другому организованы.
Ключом к этой системе может служить следующее обстоятельство: в Ди¬
дахе нет исходного положения новозаветного христианства - «послед¬
ние времена (уже) наступили», нет тезиса «Христос воскрес!» Конец
дней (конец мира зла) ожидается в будущем и притом в самом скором
времени. Вот это положение и является определяющим для мессианской
доктрины Дидахе. 688 [Epiph., Adv. Haeres. 30.16]. 689 [IQS 6.5; lQSa 2.19-20]. 690 Дидахе [9.5]. 691 Дидахе [14.2-3]. 692 См. академик Виппер. [Возникновение христианской литературы, с. 71]. 693 Сопровождавшая его формула троицы «Во имя Отца и Сына и Святого Ду¬
ха» будет рассмотрена ниже. 694 [См. Дидахе 7.4 и прим. 780 на стр. 192.]