Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/168]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
168 Последние времена по Дидахе и Кумрану Сравним трактовку последних времен по Дидахе и Кумрану. Как и в
Кумране, в Дидахе не говорится о том, что последние времена уже на¬
ступили, [но] от нормативов праведности, изложенных в учении о двух
путях жизни Дидахе, до описания конца дней и заключительной фор¬
мулы: «тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных»670 -
Дидахе проникнуто эсхатологией, конец дней еще не наступил, но ожи¬
дается в скором будущем, до его наступления члены общины должны
успеть стать «совершенными». [...] Все предписания Дидахе направле¬
ны на подготовку членов общины к предстоящим «последним време¬
нам», и ожидание наступления конца этого мира достигает кульмина¬
ции в эсхатологической формуле 3-й заключительной молитвы евхари-
стийной трапезы: «Да придет благодать, да прейдет мир сей и т.д.»671
По Кумрану наступление конца дней мира нечестия предопределено Бо¬
гом, ожидается в будущем и члены общины также должны успеть стать
совершенными «согласно всем этим правилам»672 до того, как наступит
(и для того, чтобы наступил) конец. В новозаветном каноне, напротив,
исходным является тезис об уже наступивших последних временах.673
Таким образом, постановка вопроса о последних временах в Дидахе мя Авраамово и т. д.» Выражением «новый народ» (ό λαός 6 καινός) пользо¬
вался Варнава в своем Послании (4.10; 6.5). Ср. Easeb., Hist. Eccl. 1.4.2-4: «При¬
шествие Спасителя нашего Иисуса Христа осияло недавно всех людей. И вот
появился... воистину новый народ... осевший не в каком-то уголке земли, но
из всех народов самый многочисленный и благочестивый... Народ этот у всех
почтен именем, происходящим от имени Христа. Один из пророков, поражен¬
ных при виде Его и провидящий будущее оком Духа Божия, восклицает: ‘Кто
слышал такое, кто говорил так? Земля один день была в родовых муках, и сра¬
зу родился народ’. Он же намекает и на будущее его имя: ‘ Слуги Мои будут на¬
зываться новым именем, которое благословится по всей земле’. Хотя, очевид¬
но, мы - народ новый и имя христиан действительно недавнее, только что узнан¬
ное всеми народами и т. д.»] 670 [Дидахе 16.8]. 671 [Дидахе 10.6]. 672 [IQ S 9.3]. 673 Ср. напр. [lKop.10.ll]: «Нам, достигшим последних веков». [В рукописи
ошибочно указано Первое послание Петра; ср. «и о с л е д и е е время»
(Шетра 1.5) и«последние времена» (1Петра 1.20).]