Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/165]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
165 га, «поставлен Богом» и его возвращение (воскресение) в конце дней до¬
кажет, что выбор Бога был сделан правильно. Известное отступление
от ортодоксально-кумранского иерархического принципа, очевидно,
определялось особенностями формирования культа Учителя праведно¬
сти (кандидата в мессии) в условиях общины Дамасского документа.
Любопытно, что в противовес Дамасскому документу Учитель правед¬
ности в Комментарии к Хаваккуку обладает званием «праведный пер¬
восвященник», именно на этом основании ему приписаны функции и
атрибуты мессии: право быть судьей на Божьем суде и вся полнота бо¬
жественной истины. В этом Комментарии рассказано, что Учитель под¬
вергся мучениям, но ничего не сказано о его смерти. Он - мессия перво¬
священнический, скрытый до времени. Право Учителя в Комментарии
к Хаваккуку на пост мессии первосвященнического в доказательствах
не нуждалось, достаточно было одной веры и вера в Учителя была воз¬
ведена в критерий праведности (спасения). Право и вера взаимно до¬
полняли друг друга. В Дамасском документе, наоборот, центр тяжести
перенесен в религиозную плоскость. Правовой и соответственно ре¬
лигиозный аспекты поменялись местами. Скрупулезное соблюдение
иерархического принципа в общине Нового союза (завета) Дамасского
документа - не более чем намеренно под держиваемая (ввиду наплыва
герим) консервация ортодоксальных организационных форм, столь же
вынужденная, как и формирование религиозного культа Единственно¬
го учителя. Внеиерархический принцип формирования культа главы об¬
щины659 совмещен в Дамасском документе с иерархическим принципом
субординации внутри общины, поскольку поставленный Богом вне ие¬
рархии, вознесенный над ней глава общины эту иерархию санкциони¬
рует. [...] Таким образом, термин «мессия первосвященнический» при¬
меним к Иисусу Христу Дидахе в том же аспекте, что и к Единственному
учителю Дамасского документа - не по иерархическому праву Кумра-
на, а вне зависимости от него, по праву божественного избранничества
и служения. [...] 659 [В Дамасском документе Учитель - глава общины, но не ааронитский пер¬
восвященник.]