Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/164]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
164 земле. Комплекс Давида в Дидахе представлен в форме, отличной как
от Кумрана, так и от канона. Правомерно ли применение кумранского термина «мессия первосвя¬
щеннический» (то есть мессия Аарона) к Иисусу Христу, если термина
«Аарон» в Дидахе нет и сам Иисус Христос первосвященником (ааро-
нитом) не назван? Очевидно, необходимо различать две стороны этого
вопроса - функциональную и юридическую (de facto и de jure). В Кум-
ране право на священство определялось родословием ааронитов и ле¬
витов и этот принцип поколенной иерархии не только неукоснительно
соблюдался, им определялась структура и догматическая специфика
Кумрана. С другой стороны, функционально мессия Аарона - божест¬
венный, Богом поставленный первосвященник, духовный глава общи¬
ны, избранный Богом, статус которого выше статуса мессии Израиля.
Очевидно, здесь и была брешь. Мессия первосвященнический - мессия
Аарона, но, прежде всего, он поставлен Богом, и в том, что он действи¬
тельно поставлен Богом, - сомнений быть не должно. Правовая сторо¬
на служит обоснованием воли Бога, но в случае необходимости можно,
очевидно, найти другое обоснование или вовсе обойтись без оного.
Единственный учитель Дамасского документа «поставлен Богом вести
общину Нового союза (завета) по пути Его (Бога) сердца».658 Он, осно¬
ватель и глава общины, выполняет, таким образом, функции первосвя¬
щенника, но звания первосвященника в Дамасском документе не имеет,
ааронитом не назван. Суть дела, по-видимому, заключается в том, что,
согласно первой мессианской формуле Дамасского документа, Единст¬
венный учитель - глава всей общины, мессия одновременно из Аарона
и из Израиля - должен встать в конце дней как глава общины Бога, Цар¬
ства Божьего на земле, воплощающий ее [общины] единство. В Дидахе
нет «сынов Аарона», но есть «первосвященники-архиереи». В Дидахе
нет общекумранского деления на Аарона и Израиль (и герим), как нет и
принятого в паулинистских канонических Посланиях деления на хри¬
стиан из иудеев и христиан из язычников, поколенная иерархия стерта.
Очевидно, родословная Учителя праведности становилась не столь важ¬
ной, его право на роль первосвященнического главы общины определя¬
лось не тем, что он ааронит, а тем, что он «помазанник», помощник Бо¬ 658 [«... и Он поставил им Учителя праведности, чтобы направить их по пути
Своего сердца» (CD 1.11; пер. И.Амусина).\