Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/162]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
162 тырь Гермы и Дидахе), так и в Уставе yahad, и так же, в свою очередь, в
новозаветном каноне община Божья, экклезия, рассматривалась как
прообраз, модель Царства Божьего на земле. Канонический Иисус Хри¬
стос - основание общины и глава Царства Божьего. При этом паулини-
стский Иисус Христос - «основание общины» и «глава тела общины».639
В документах Иоаннова круга Иисус Христос - «камень краеуголь¬
ный»640 (общины) и «пастырь»641 (первосвященник). В IV Евангелии -
«пастырь добрый»,642 «дверь овцам».643 В Первом послании Петра -
«пастыреначальник».644 В Апокалипсисе воскресший агнец облечен в
первосвященническую одежду.645 Канонический Иисус Христос - выс¬
ший первосвященник и вместе с тем царь Иудейский (царь Израиля).646
Он, применяя кумранскую терминологию, совместил в себе функции
двух кумранских мессий. В Послании к евреям Иисус Христос «высший
первосвященник».647 И, наконец, от Апокалипсиса до Евангелий Иисус
Христос - эквивалент «храма» («храм тела его»).648 Безотносительно к
оттенкам «пастырь-первосвященник» или «глава тела общины», кано¬
нический Иисус Христос - собиратель и глава общины, высший божест¬
венный первосвященник. В свою очередь, собирание общины Иисусом
Христом в каноне представляет собой процесс, этапы которого симво¬
лизирует цикл притч-мифов, повествующих о посеве,649 сборе колось¬
ев,650 жатве651 и, наконец, хлебе (евхаристии).652 В Пастыре Гермы653 ал- 639 1Кор.[3.11; 12.27]. 640 [1Петра2.6]. 641 [Шетра 2.25; Евр.3.1; 4.14; 5.6; 8.2; 13.20]. 642 [Иоан.10.11]. 643 [Иоан.10.7]. 644 1Петра [5.4]. 645 [Откр.1.13]. 646 [Мф.2.2; 27.11,37; Мк.15.2,26; Лука 23.3,38; Иоан.1.49; 18.33,39; 19.19]. 647 [Евр.13.20]. 648 [Откр.21.22; Иоан.2.18-22; Мф.26.61; 27.40; Мк.14.58; 15.29-30]. 649 [Мф.13.3-43; Мк.4.3-32; Лука 8.5-15]. 650 [Мф.12.1-8; Мк.2.23-28; Лука 6.1-5]. 651 [Мф.9.37-38; Лука 10.2; Иоан.4.35-38; Откр. 14.15-16 и др.] 652 [См. эпизод с кормлением народа хлебами (Мф.14.13-21; 15.32-39;
Мк.6.32-44; 8.1-21; Лука 9.12-17; Иоан.6) и преломление хлеба на тайной ве¬
чере (Мф.26.26; Мк. 14.22; Лука 22.19).] 653 [См. стр. 201.]