Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/156]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
156 ем для такого предположения служит, во-первых, отсутствие в Дидахе
новозаветной канонической догматики (догматов воплощения, искупле¬
ния и воскресения в канонической форме), а во-вторых, принципиальное
различие христологии Дидахе и новозаветного канона. Иисус Дидахе не
сын Божий и не сын Давидов, он не имеет определяющих атрибутов но¬
возаветного канонического мессии. Термин «Сын Божий» дважды
встречается в Дидахе :616 один раз в формуле троицы «Во имя Отца и Сы¬
на и Святого Духа», данной как формула крещения (в кумранской трак¬
товке), и второй раз - применительно к «мирообольстителю, как бы (яко¬
бы) сыну Божьему», [...] приход которого знаменует начало Божьего
суда. Но этот термин совсем не применяется к Иисусу. Иисус в Дидахе
дважды назван «служителем (отроком) Божьим»,617 в равном с ним зва¬
нии «отрока» в 1-й евхаристии упомянут Давид. Независимо от того, как
следует переводить термин ό παΐς - как «отрок» или как «служитель»,
совершенно очевидно, что применение в Дидахе к Иисусу этого терми¬
на вместо принятого в каноне термина «Сын Божий» [...] нельзя счи¬
тать случайностью. Также не случайно отсутствие в Дидахе у Иисуса
звания «Сын Давидов». Как известно, одним из наиболее веских аргумен¬
тов в канонической системе доказательств того, что «Иисус есть Хри¬
стос» и «Иисус (есть) Царь Иудейский» («Царь Израиля»), служит ар¬
гумент «Иисус - Сын Давидов». «Но Господь наш воссиял из колена Иу¬
ды»,618 и на колено Иуды, на Давида дана родословная евангельского
Христа.619 В Кумране620 звание «Сын Давидов» («отпрыск Давида») бы¬
ло атрибутом царского мессии, мессии Израиля. Иисус в Дидахе, таким
образом, не имеет тех атрибутов евангельского Христа, которые своди¬
лись к атрибутам царского мессии Кумрана. Вместе с тем Иисус в Ди¬
дахе - Христос. [...] Как видно из текста Дидахе, Иисус теряет звание
«отрока» и взамен получает звание мессии (Христа) как собиратель об¬
щины в Царстве Божьем на земле и глава этого Божьего Царства. Пра¬
вомерность применения к Иисусу Дидахе термина «Христос» оспари¬
валась без достаточных, однако, оснований.621 Функция главы общины 616 [Точнее, трижды: Дидахе 7.1,3 и 16.4]. 617 В 1-й и 2-й евхаристии, Дидахе 9. [2-3]; 10. [2-3]. 618 Евр.[7.14]. 619 [Мф.1.6; Лука 3.23-31]. 620 См. фрагмент Аллегро [прим. 366 на стр. 92]. 621 См. Виппер. [Возникновение христианской литературы, с. 69-70].