Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/154]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
154 да покровитель общины и ее собиратель в Царстве Божьем в конце
дней.610 И здесь (единственный раз в Дидахе) он назван мессией
(Христом). Есть основания полагать, что в Дамасском документе ожидалось воз¬
вращение Единственного учителя в конце дней в качестве мессии пер¬
восвященнического (из рода Аарона). И хотя в Дамасском документе
Единственный учитель умер, а в Дидахе о смерти Учителя ничего не ска¬
зано, тем не менее Учитель Дидахе дал учение святости и установил пра¬
вила общины тоже когда-то в прошлом, и, если «маран» и Κύριος - си¬
нонимы, его приход тоже ожидался в будущем, в конце дней. «И тогда
увидят Сына человеческого, грядущего с облаками небесными».611 Но в
отличие от безымянного Единственного учителя Дамасского документа
у Учителя Дидахе есть имя, и имя это - Иисус. С другой стороны, в от¬
личие от канонического Иисуса Христа «раб Бога Иисус» во 2-й евха¬
ристии Дидахе одновременно и Иисус, и Христос, но не сын Божий. Как и канонический Иисус, Иисус Дидахе открывает благую весть
(евангелие), воскресение и жизнь вечную. Он - посредник в достиже¬
нии Царства Божьего. Но в отличие от канонического Иисуса Иисус Ди¬
дахе - подобно Единственному учителю Дамасского документа - не вос¬
кресал, воскресение мыслится вполне ортодоксально, по-кумрански, в
будущем, в конце дней, и никакого намека на искупление, жертву или
воплощение божества в Дидахе вообще нет. Подобно каноническому Иисусу Христу, Иисус Дидахе находится в
какой-то связи с Давидом, точнее, с комплексом Давида, но если Иисус
в каноне Сын Давидов и вместе с тем не сын Давидов, и Сын Божий, то
Иисус и Давид в Дидахе - «рабы Бога», даны в одном звании пророков,
а лозунг «Осанна Богу (или Сыну?) Давидову, маран афа!»612 имеет от¬
четливо выраженный эсхатологический смысл. [. . .] В Кумране не один, а два мессии - первосвященнический и царский
[ . . .]. Исходя из близости Дидахе к Кумрану, можно полагать, что тер¬
мин мессия (Христос) применительно к Иисусу во 2-й евхаристии Ди¬
дахе того же происхождения, что и «учение о двух путях жизни», а из
сопоставления Единственного учителя Дамасского документа с Иису- 610 Дидахе [9.2—4; 10.2-6]. 611 Дидахе [16.8: «Тогдаувидит мир Господа, грядущего на облаках небесных»]. [Дидахе 10.6. См. прим. 788 настр. 193 ] 612