Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/149]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
149 ны также «игом Господа»,591 нормативы праведности названы «запове¬
дями Господа (Κυρίου)».592 Предписания обоснованы ссылкой: «так по¬
велел Господь (Κύριος) в евангелии своем».593 Полное название Дида-
хе - «Учение Господа (Κυρίου), через двенадцать апостолов переданное
народам» (то есть язычникам, новообращенным из язычников диаспо¬
ры). Если бы под термином Κύριος во внеевхаристийной части Дидахе
мыслился Бог-отец (Адонаи, Κύριος ό θεός), божественными посредни¬
ками в евхаристии должны были бы оказаться двенадцать апостолов.
Предположение о допустимости разнобоя в ритуальной и неритуальной
частях исключается характером документа. Кроме того, в евхаристии Дидахе есть арамейский термин «маран» -
«господин», «учитель».594 Тождество Иисуса и «марана» определено ро¬
лью Иисуса как «служителя Бога», божественного посредника и в до¬
казательствах не нуждается. Арамейский термин «маран» (по греч.
Κύριος) может служить контрольным, через весь документ отчетливо
проходят две линии: Бога-отца (творца и вседержителя) и «господина»
(«марана», Κύριος^), учителя, открывшего путь познания Бога - уче¬
ние о пути жизни, заповеди которого («иго», «евангелие Господа») сле¬
дует соблюдать, чтобы наследовать землю и бессмертие в Царстве Божь¬
ем на земле. При таком прочтении термина Κύριος - «учитель» («ма¬
ран») - становятся понятными предписания Дидахе почитать учителей,
апостолов и пророков (то есть «архиереев»595), как самого Господа: «Вся¬
кий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь (Κύ¬
ριος)».596 «Чадо мое, возвещающего тебе слою Божие помни день и ночь,
почитай же его, как Господа (Κύριον). Ибо где возвещается господнее
(κυριότης), там Господь (Κύριος) есть».597 Как и в Дамасском докумен¬
те, речь в Дидахе идет об отсутствующем главе общины и об архиереях-
первосвященниках, руководителях общины, которые рассматриваются
как его полномочные представители и заместители. Разница только та, 591 [Дидахе 6.2]. 592 [Дидахе 4.13]. 593 [Дидахе 8.2]. 594 См. мессианско-эсхатологическую формулу 3-й евхаристии «маран-афа»
[Дидахе 10.6]. 595 Дидахе 13.3. 596 Дидахе 11.4. 597 Дидахе 4.1; [в рукописи оставлен пропуск в четверть страницы].