Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/147]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
147 чего понадобилось приписывать к тексту Захарии «воскресение мерт¬
вых»? Очевидно, составители экспозиции конца дней Дидахе нужда¬
лись в апелляции к авторитетам. Тексты Захарии и книги Даниила пре¬
парированы ими таким образом, что [у читателя должно сложиться убе¬
ждение]: в конце дней придет мессия, а форма его прихода - воскресение
мертвых - предсказана в Ветхом Завете. Искать в Ветхом Завете указа¬
ния на то, что мессия воскреснет, так же бессмысленно, как и искать ука¬
зания на то, что он умер. Таких указаний нет и в Уставе yahad. Воскрес¬
нуть, чтобы придти, должен был умерший Учитель праведности, фор¬
ма его прихода была самым узким местом всей мессианской концепции
Дамасского документа, форма прихода Господа закамуфлирована и в
Дидахе, и только планировка конца дней выдает то, что, очевидно, хо¬
тели бы скрыть. Авторы Дидахе поставили на место «Сына человече¬
ского» греческий термин Κύριος, а не «мессия» (Христос). Наоборот,
автор Евангелия от Матфея вернул «Сына человеческого» Даниила на
место: тезис «Христос воскрес» уже был дан, скрывать больше нечего,
Даниил был авторитетен, и воскресший евангельский Иисус Христос
принял в ряду других еще и звание «Сына Человеческого». Замена ара¬
мейского термина «маран» греческим словом Κύριος облегчила апелля¬
цию к Захарии и тем самым монтаж всей конструкции. Данная в Дидахе периодизация 2-й эсхатологической фазы исклю¬
чает участие мессии в Божьем суде, и Господь (Κύριος) Дидахе не
наделен судебными полномочиями, как не был наделен ими и Учитель
праведности Дамасского документа. Это свидетельствует о прямой пре¬
емственности Дамасского документа и Дидахе, данные Комментария к
Хаваккуку остались в стороне. Стержнем мессианско-эсхатологической
концепции Комментария к Хаваккуку был суд Божий, Бог передает его
в руки Учителя,585 роль судьи проявляет Учителя праведности как мес¬
сию. Соответственно спасение праведников - это спасение от Божьего
суда. Условием спасения является праведность, критерием праведности
и залогом спасения служит вера в Учителя праведности. О том, что Учи¬ «не пройдет род сей, как все сие будет»; Мф. [24.42]: «Итак, бодрствуйте, пото¬
му что не знаете, в который час Господь ваш придет» [в рукописи указан стих
25.13: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который при¬
дет Сын Человеческий»]; Мф.24.44: «Потому и вы будьте готовы; ибо, в кото¬
рый час не думаете, придет Сын Человеческий» [ср. Мф.26.64; Лука 12.40]. 585 [См. IQ pHab 5.4].