Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/145]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
145 ца дней (2-я эсхатологическая фаза) должна была строиться так, что на
первое место по значению, в качестве центрального момента всей экс¬
позиции выходило воскресение мертвых, для этого на первое место по
порядку нужно было вынести начало суда Божьего. Тем самым исклю¬
чалось участие Учителя праведности Дамасского документа в Божьем
суде, но зато обеспечивался его приход (воскресение) вместе с воскрес¬
шими праведниками. Именно такая периодизация 2-й эсхатологической
фазы дана в Дидахе в главе XVI 6-8: «В последний час [...] возрастет
беззаконие575 [... ] и тогда явится мирообольститель (всемирный обман¬
щик), как бы сын Божий».576 Приход мирообольстителя откроет начало
суда Божьего, «тогда тварь человеческая пойдет в огонь испытания (то
есть начнется Божий суд) и многие не устоят и погибнут, а устоявшие в
вере своей спасутся от проклятия его (мирообольстителя).577 И тогда
явятся знамения истины .578 Во-первых - знамение отверстия на небе, по¬
том (второе) знамение - звук трубный,579 и третье знамение - воскресе¬
ние мертвых, но не всех», а только святых (праведников).580 Воскресе¬
ние мертвых праведников - кульминация всей экспозиции конца дней,
в воскресение мертвых придет Κύριος: «как сказано: придет Господь
(Κύριος) и все святые с ним. Тогда увидит мир Господа, грядущего на
облаках небесных».581 Этой строкой Дидахе и заканчивается. Чтобы Гос¬
подь мог придти и на облаках небесных предстать перед миром, долж¬ 575 то есть нечестие достигнет своего апогея, см. параллель этому в Гимнах
[1Q Н 3.7-18 и др.] и, с другой стороны, - у Матфея в «Малой Апокалипсе»
[Мф.24.8, где говорится о «начале болезней» (άρχή ώδίνων, «начало родовых
мук»)]. То же в 1 Фес.5.3, где говорится о «родовых муках». 576 [Дидахе 16.4]. Мотив мирообольстителя сквозной: Велиал, человек лжи Да¬
масского документа и Комментария к Хаваккуку, мирообольститель во 2Фесс. [2],
дракон и лжепророк Апокалипсиса, антихрист; то, что «мирообольститель» Ди¬
дахе - «как бы сын Божий», создает проблему, требующую специального рас¬
смотрения [см. 2Фес.2.1-11 и др. См. стр. 221.] 577 [Дидахе 16.5]. См. параллель в Откр.[14], но спасение там, как и в
IQ pHab [8.1-3], и заключается в спасении от суда. 578 См. параллель в IQ S [4.18-20]: суд Божий кладет конец бытию кривды.
«И тогда навсегда выйдет правда мира, которая запятналась на путях нечестия
[...] до срока поставленного суда». 579 Эго также сквозной мотив; см. 1QM[2.15-3.11]h Откр.[8-11]. 580 [Дидахе 16.6-7]. 581 Дидахе 16.8.