Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/144]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
144 бе слово Божье помни день и ночь, почитай же его, как Господа (ώς
Κύριον)».571 Это место Дидахе имеет параллель в Дамасском докумен¬
те: «А знатные из народа - это те, кто пришел копать колодец (изучать
законы Бога), и без которых не достигнут прихода того (пока не встанет
тот), кто учит в конце дней».572 Апостолы, учителя и пророки - «архие¬
реи», первосвященники Дидахе, как и «знатные» - сыны Аарона, пер¬
восвященники Дамасского документа, рассматривались как заместители
и полномочные представители Учителя праведности, который «вста¬
нет», как сказано в Дамасском документе, «придет», как сказано в Ди¬
дахе, в конце дней. Господь (Κύριος, «маран») в Дидахе, как и «Учитель
праведности» в Дамасском документе, - высший авторитет, сверхреаль¬
ный глава общины, который отсутствует и должен вернуться к общине.
«Маран-афа» - «маран придет», когда прейдет мир сей. Возможен пе¬
ревод «приди!» («гряди, Господи» Апокалипсиса), перевод «Господь
пришел» исключен тождеством терминов «маран» и Κύριος, так как ска¬
зано: «не знаете часа, в который Господь (Κύριος) ваш придет».573 «Ма¬
ран-афа» - это мессианский лозунг, данный в предвосхищении его при¬
хода.574 Речь и в Дидахе, и в Дамасском документе идет о предстоящем
приходе Учителя (Господа), мессией он не назван. Можно предполо¬
жить, что если по Дамасскому документу ожидалось персональное воз¬
вращение умершего Учителя праведности, его воскресение из мертвых,
то воскресший Учитель должен был придти уже как мессия, мессия пер¬
восвященнический, сверхреальный глава общины, мессия из Аарона и
из Израиля. Пока он не воскрес, применение к нему термина «мессия»
не могло считаться правомерным, этим и вызвана известная «термино¬
логическая путаница» Дамасского документа, где Учитель праведности
еще не мессия, он - кандидат в мессии. Формула «маран-афа» 3-й евха¬
ристии Дидахе фиксирует именно это его состояние: «маран» (Κύριος)
Дидахе - кандидат в мессии. Следствие этого: момент и форма прихода
Учителя праведности в качестве мессии (его «преображение») по Дамас¬
скому документу были заданными. Эсхатологическая периодизация кон¬ 571 [Дидахе 4.1]. 572 [CD 6.8-11]. 573 [Дидахе 16.1]. 574 [μαράν άθά - греческая транслитерация арамейского лозунга КПК ]“IQ
(«Наш Господь идет!»). В Откр.22.20 эта формула переведена на греч. яз. в фор¬
ме ερχου, Κύριε Ιησού («гряди, Господи Иисусе»).]