Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/14]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
14 жественности в буддизме), то в христианстве основатель религии сам
стал объектом и субъектом религиозного культа. Бог открыт не им, Бог
открыт в нем. «Закон дан через Моисея, благодать же и истина произо¬
шли через Иисуса Христа».21 Если культ Бога во всех религиях предполагает жертвы Богу, без¬
относительно в какой форме: исполнение заповедей, посты, молитвы,
жертвоприношения животных или плодов, принцип везде один, при
всем, конечно, громадном различии между самими жертвоприношения¬
ми - жертвы приносят Богу, то есть «баш на баш», «даю, чтобы ты дал»,
принцип архаический, языческий, собственно культовый, - то в христи¬
анстве искупительную жертву за верующих (у синоптиков), а в IV Еван¬
гелии - за мир (и это стало основным догматом христианства) принес
сам Сын Божий, спаситель мира, и это и есть откровение божества
в нем, его единство с Богом-отцом, час его славы, на который он при¬
шел в мир. Таким образом, в христианстве, наоборот, жертву за людей
принес Сын Божий, и это есть искупительная жертва за мир, в трактов¬
ке церкви - «искупление первородного греха».22 «Бог так возлюбил мир,
что отдал Сына Своего единородного и т. д ,»,23 «Бога не видел никто ни¬
когда; единородный Сын [сущий в недре Отчем] Он явил»24 - это бого¬
явление, то есть Бог открыт в нем, «Я и Отец - едины (одно)».25 И, соот- 21 Иоан.1.17. 22 [Ср. «Христос... - агнец, принесенный в жертву за грехи мира, и его кро¬
вью искуплены перед богом верующие всех народов и языков. Здесь мы нахо¬
дим ту основополагающую идею, благодаря которой первоначальное христи¬
анство смогло развиться в дальнейшем в мировую религию. Всем тогдашним
религиям семитов и европейцев был присущ общий взгляд, согласно которому
богов, оскорбленных поступками людей, можно умилостивить жертвой; пер¬
вая революционная... основополагающая идея христианства состояла для ве¬
рующих в том, что одна великая добровольная жертва, принесенная посредни¬
ком, искупила раз навсегда грехи всех времен и всех людей. Вследствие этого
отпала необходимость всяких дальнейших жертв, а вместе с этим рушились и
основания для множества религиозных обрядов; но освобождение от обрядно¬
сти, которая затрудняла или делала запретным общение с иноверцами, было
первым условием для мировой религии». (Энгельс. К истории первоначально¬
го христианства, с. 14-15).] 23 [Иоан.3.16]. 24 Иоан.1.18. [Иоан. 10.30]. 25