Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/130]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
130 чат награду, «наследуют землю».522 Вопрос о гарантиях спасения, гаран¬
тиях воздаяния приобрел в Дидахе особую и с течением времени приоб¬
ретал все большую остроту. Чтобы стать нетленными, приходилось быть
«едиными в нетленном», а чтобы быть едиными в нетленном - «едины¬
ми в тленном».523 В условиях диаспоры это было особенно трудно. Со¬
циальная этика Дидахе, ее социально-организационные принципы обу¬
словили оформление эсхатологического культа спасения, который был
культом Господа («марана»), сверхреального главы общины. [...] Как видим, социальная этика Дидахе, построенная на дуалистиче¬
ской доктрине Устава yahad или, точнее, на выводах, которые следова¬
ли из кумранской дуалистической доктрины и были приспособлены для
пропаганды нового учения среди язычников диаспоры, оказывается по
самому своему существу предельно близкой к христианской каноничес¬
кой этике. И можно полагать, что изложенные в Дидахе этические нор¬
мативы любви нуждались в догматическом обосновании и, очевидно,
прямо подводили к необходимости тезиса искупления.524 Кумранский дуализм имел два аспекта: теологический и социально¬
этический. В Дидахе теологический аспект учения о двух духах выпал
вовсе. Эсхатология, напротив, представлена очень обстоятельно - неод¬
нократно говорится о скором наступлении последнего часа, в гл. XVI да¬
но подробное описание Божьего суда, в евхаристию входит специаль¬
ная эсхатологическая молитва: «да придет благодать, да прейдет мир
сей». Таким образом, в отличие от Устава yahad дуализм в Дидахе све¬
ден к дуализму этическому. Исключение теологического аспекта можно
отнести за счет дидактических соображений (так же как утилитаризм).
Исключение социального аспекта (или, точнее, подчинение социально¬
го аспекта этическому и поглощение им) отражает отсутствие фактичес¬ 522 Ключом к эволюции является [...] принцип собственности, отказ от соци¬
ального радикализма и конформизм в социальном плане. [...] Чем проблема¬
тичнее награда и срок ее получения, тем определеннее должны быть гарантии. 523 [«Не отвращайся от нуждающегося, но все дели с братом твоим и не гово¬
ри, что это твоя собственность; ибо если вы соучастники в нетленном, то на¬
сколько более в тленном?» (Дидахе 4.8).] 524 См. Послания Павла, особенно Первое послание к коринфянам, к которо¬
му Дидахе текстуально наиболее близко.