Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/13]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
13 гических фактов, там только догматические, ритуальные «факты»: пасха
культа воплощения Евангелия Петра и синоптиков, пасха культа воскре¬
сения искупителя IV Евангелия и компромисс между этими культами,
редактура на почве объединения [их сторонников], изъятие эсхатологии
из культа.19 [Если христианство одна из] религий в ряду других, [как объяснить]
наивность первоначального христианства, его сходство с рабочим дви¬
жением [и то, что] целью его была Коммуна? Правда, Каутский считал,
что христианская коммуна была потребительской.20 [... ] В чем специфика христианства сравнительно с другими миро¬
выми (догматическими) религиями? Основатели таких религий, как буд¬
дизм, ислам, иудаизм, хорошо известны и почитаются верующими в ка¬
честве учителей и основателей религии (Шакья Муни Будда, Мухаммед,
Моисей). Независимо от того, насколько они мифологизированы, никто
из них не приравнен к Богу и не возведен в божественный сан, и это тем
более замечательно, что в буддизме вообще нет единобожия, а в исламе
и иудаизме - строгий монотеизм, то есть вне зависимости от наличия
или отсутствия единобожия все догматические религии рассматривают
и почитают своих основателей именно в этом качестве - как открывших
божественное (собственно, этическое) учение и культ, ритуальную прак¬
тику почитания Бога, то есть Закон Бога, Завет, путь спасения, просвет¬
ления, путь, угодный Богу, и т.д. В христианстве Иисус тоже учитель,
тоже открыл путь познания Бога, путь спасения. Он тоже посланец Бо¬
га, пророк, как Мухаммед и Моисей, но он кроме этого сам есть вопло¬
щение Духа Святого, сам есть Сын Божий в метафизическом смысле, и
хотя дан в формуле Никейского Собора 324 г. как богочеловек, на вто¬
ром месте в формуле троицы «Отец, Сын и Дух Святой», но в христиан¬
стве всех направлений почитается как Господь Бог, единосущен, едино¬
роден Богу. Иными словами, если основатели всех мировых религий
(кроме христианства) реформировали или создавали культ Бога (или бо- 19 [См. стр. 273 и сл.] 20 [Карл Каутский. Происхождение христианства. М., 1990, с. 323.]