Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/122]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
122 лучается же, наоборот, что социально-организационная структура об¬
щин типа «eda» определила как неизбежность, так и направление и за¬
кономерность процесса формирования мессианско-эсхатологического
культа, завершающим этапом которого и был культ новозаветного Хри¬
ста. Новозаветное христианство - продукт гибели первой в истории че¬
ловечества коммунистической утопии. Древнехристианский апокриф Дидахе501 богословы обычно относят
ко II в. н.э., к «веку апостольскому», с чем, в принципе, были согласны
и историки.502 После открытия Кумрана были установлены точки сопри¬
косновения Дидахе с кумранскими документами. Милик обратил вни¬
мание на то, что главы I—IV учения о двух путях воспроизводят учение
о двух духах Устава yahad Кумрана.503 Это же учение в близкой к Дидахе
интерпретации содержится в [главах 18-21] Послания Варнавы - апок¬
рифе, который относят к паулинистсгому (или послепаулинистскому) вре¬
мени. Однако до сих пор определение места Дидахе и его датировка
встречали большие трудности. В Дидахе нет канонических догматов во¬
площения, искупления и воскресения Иисуса Христа,504 нет его жизне¬
описания. Иисус назван «отроком», этот термин не встречается в каноне, 501 Дидахе долгое время считалось безнадежно утерянным и было обнаруже¬
но в 1875 г. [об обстоятельствах открытия памятника см. А. Ф. Карашее. О но¬
вооткрытом памятнике «Учение двенадцати апостолов». М., 1896; Иннокентий
(Павлов). Учение двенадцати апостолов. 1996, с. 10-11]. Евсевием [Hist.
Eccl. 3.25.4-5] засвидетельствован высокий авторитет Дидахе во многих хри¬
стианских общинах [«Но меяеду подложными (αντιλεγόμενα) надобно считать
и книгу деяний Павловых, и книгу, означенную словом "Пастырь’, и Открове¬
ние Петра, и, сверх того, известное послание Варнавы, и так называемое ‘Уче¬
ние Апостолов’, и, если угодно, откровение Иоанна, которое, как я сказал, одни
отвергают, а другие причисляют к подлинным. К последним некоторые отно¬
сят Евангелие Евреев, которое особенно любят принявшие Христа Евреи. Ка¬
сательно всех этих писаний есть взаимно противоречащие мнения»]. 502 Например, Еарнак [A.Harnack. Die Apostellehre und die judischcn bcidcn
Wege, S. 27-32]. 503 [J. T. Milik. Ten Years of Discovery in the Wilderness of Judaea. L., 1959,p. 118:
«Раздел о ‘двух путях’ в Дидахе (1.1 и сл.) кажется почти переводом части Уста¬
ва (3.13 - 4.1) и был почти дословно повторен в Послании Варнавы (гл. 17-20)»;
цит. по: И.Амусин. Кумранская община, с. 267, прим. 12.]