Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/121]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
121 версия того же порядка, что и версия, по которой Иисус Христос ото¬
ждествляется с «учителем праведности» (причем последний именуется
«кумранским учителем»). Между тем отнюдь не исключено, что в обра¬
зе Иоанна Крестителя - личности исторической499 - составители и ре¬
дакторы новозаветного канона тщились персонифицировать весь Кум-
ран, всю предхристианскую стадию мессианского движения. Признав
заслуги Кумрана, его тем самым «поставили на место», отведя ему роль
«предтечи», чтобы таким образом нейтрализовать авторитет сектант¬
ской исключительности, кумранской ортодоксии и использовать в борь¬
бе за массы традиционный авторитет Кумрана и ессейства. Некоторые склонны отождествлять Учителя праведности Дамасско¬
го документа и, особенно, Комментария к Хаваккуку с новозаветным
Иисусом Христом. Церковь проводит водораздел - воплощение божест¬
ва.500 В известной степени церковники ближе к истине, чем некоторые
буржуазные историки: действительно, в исторической конструкции
должно было что-то воплотиться, она должна была стать религиозной
конструкцией, культ мессианского кандидата должен был сформиро¬
ваться в религиозный мессианско-эсхатологический культ, оформлен¬
ный ритуально и мистически интерпретированный. Только пройдя че¬
рез религиозный культ, умерший учитель мог стать живым богом. Ряд исследователей полагает, что принципиальные отличия органи¬
зационной структуры общин Кумрана и канона исключают возможность
преемственности между Кумраном и новозаветным христианством. По¬ во ближе к Ветхому Завету, чем к Кумрану и т. д. В чем-то действительно бли¬
же. Только в чем? Оставим пока этот вопрос. 499 См. Иосифа Флавия \AJ 18.5.2; BJ (slav.) 2.7.2; 2.9.1. Η. Е. считала, что Ио¬
сиф Флавий изготовил несколько вариантов «Иудейской войны», рассчитанных
на разную аудиторию; один из них лег в основу древнерусского перевода, дру¬
гой -дошедшего до нас греческого текста. Гипотеза о том, что в основе древне¬
русского перевода «Иудейской войны» лежит арамейский или греческий про¬
тотип дошедшего до нас греческого текста, была высказана Робертом Эйсле-
ром, книга которого для меня недоступна (R.Eisler. ΙΗΣΟΥΣ ΒΑΣΙΛΕΥΣ ΟΥ
ΒΑΣΙΛΕΥΣΑΣ. Die messianische Unabhangigkeitsbewegung vom Auftreten
Johannes des Taufers bis zum Untergang Jakobs des Gerechten. Nach der neuer-
schlossenen Eroberung von Jerusalem des Flavius Josephus und den christlichen
Quellen, 2 Bande, Heidelberg, 1929-30). Cm. S. Brandon. The Fall of Jerusalem and
the Christian Church, pp. 114-118. - Α.Γ.] 500 [См. И.Амусин. Кумранская община, с. 206.]