Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/12]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
12 *** Очень важно, что спор о дне празднования христианской пасхи был
решен [наНикейском соборе] так: [пасху следует праздновать] в первое
воскресенье после [первого весеннего] полнолуния - это по Закону Мои¬
сееву,16 [то есть христианство продолжало] ориентироваться на основные
положения Ветхого Завета. Вся эта фанаберия об отделении от иудаиз¬
ма, которую выдумала историческая школа, рассматривая возникнове¬
ние христианства как аналог лютеровской реформации, контркатоли¬
цизма, [одним этим фактом] разбита в пух и прах: день пасхи [указыва¬
ет на] Ветхий Завет, не говоря уже о Первом послании к коринфянам
[где сказано, что «Пасха наша, Христос, заклан за нас»] ,17 Сын Дави¬
дов - Сын Божий [но, несмотря на это], Павла считали универсалистом
и апостолом язычников, помимо исторической обусловленности концеп¬
ции, это был результат недомыслия. Гегель, по крайней мере, понимал
историческое развитие и «час славы» IV Евангелия,18 а [его молодые
ученики] стали заниматься расчленением исторических и мифологи¬
ческих фактов. Но [в Евангелиях] нет ни исторических, ни мифоло¬ 16 См. Н.М. Никольский. Христианские праздники. - [Избранные произведе¬
ния по истории религии. М., 1974, с. 236]. 17 [1Кор.5.7]. 18 [«Поскольку учение Христа было революционным, он был обвинен и каз¬
нен... Христос умер страшной смертью злодея... позорной смертью на кре¬
сте ... В этой смерти следует выделить прежде всего... ее полемическую на¬
правленность вовне... все величие мира и все, что в нем имеет значение, опус¬
кается тем самым в могилу духа. Эго революционный элемент, посредством
которого миру дан совершенно другой облик... то, что в представлении высту¬
пает как самое низменное, что определено государством как бесчестящее, об¬
ращено в наивысшее (das was der Staat zum Entehrenden bestimmt hat, ist
zum Hochsten verkehrt)... поскольку бесчестье превращено в высшую честь,
все связи человеческой совместной жизни потрясены в своей основе, порваны
и уничтожены. Поскольку крест стал знаменем (zum Panier erhoben ist), а именно
знаменем, чье положительное содержание есть в то же время царство божие,
гражданская и государственная жизнь лишилась внутренней убежденности в
глубочайшей ее основе... все здание является уже не действительностью, а пус¬
тым явлением, которое вскоре неизбежно рухнет... Бог умер, бог мертв - это
самая страшная мысль... само отрицание заключено в 6оге\ с этим связана
высшая боль, чувство совершеннейшей безнадежности, утрата всего высшего»
(Гггелъ. Лекции по философии религии. - Философия религии, т. 2, с. 286-290.]