Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/117]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
117 бран выполнить волю Бога и «в нем Божье благоволение»,484 он тот, кто
исполняет юлю Бога как глава общины - «храма Бога», он должен быть
по условию воплощением духа Божьего, духа святыни, метафизически
единосущен Богу-отцу. Здесь мы непосредственно подходим к формуле
троицы: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», формуле воплощения
Христа, данной впервые в Дидахе в качестве формулы крещения485 и за¬
крепленной Никейским собором. *** Речь идет о разработке мессианских функций Учителя праведности
до того, как он был контаминирован с отпрыском Давида, то есть полу¬
чил мессианский статус. С другой стороны, сам статус «отпрыска Да¬
вида» был «спиритуализирован», теологизирован, из военного, «царско¬
го» мессии он превращался в мессию праведности,486 сына Божьего.487
Основанием служила трактовка общины во Флорилегиуме как «храма
человеческого». Формулой отождествления (контаминации) должна бы¬
ла бы быть трапеза текста «Двух колонок», но такого ритуального
оформления, насколько можно судить по имеющимся документам, до
Дидахе нет. *** В полемике с отступниками в общине Нового Завета требовалась апел¬
ляция к равно безусловному [для обеих расколовшихся частей общины] ав¬
торитету Ветхого Завета. Флорилегиум и Благословения патриархов апел¬
лируют к Ветхому Завету, разрабатывая статус мессии Израиля, отпрыска
Давида, посредством трактовки общины как «храма человеческого» - в са¬
мом деле, ведь в тексте «Двух колонок» к общине Израиля (eda) приходит
мессия, но это мессия Израиля - один, никто его не сопровождает. В Да¬
масском документе приходит один мессия Аарона и Израиля - мессия всей
общины Нового Завета Дамасского документа. Следовательно, разработка
статуса шла как переосмысление, переоценка и ревизия мессианских фор¬
мул Устава yahad и текста «Двух колонок». Это было главной задачей в
борьбе с отступниками - опираясь на Кумран первого этапа (Устав yahad, 484 [Мф.3.17; 12.18; Мк.1.11; Лука 3.22]. 485 [Дидахе 7.1,3]. 486 4QPB [1.3]. 487 4Q Flor [1.11].