Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/110]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
по приход которого состоится, когда «прейдет мир сей», начнется суд Бо¬
жий, при третьем знамении истины, при воскресении мертвых: «При¬
дет Господь и все святые с ним».449 То есть здесь соединены вместе оба
мессианско-эсхатологических признака: и статус мессии главы общи¬
ны - «сына Давидова» Благословений патриархов, Флорилегиума, тек¬
ста «Двух колонок», и время, момент его прихода по Дамасскому доку¬
менту, то есть начало суда Божьего, воскресение. Замечательно также,
что во Флорилегиуме, который относится к более раннему периоду, чем
Благословения патриархов, речь идет об общине, «храме человеческом»,
в котором приносят «жертвы делами Закона», и главе общины сыне Да¬
вида, «Его (Бога) помазаннике».450 Трактовка общины Израиля, главой которой является отпрыск Да¬
вида, как «храма человеческого» (с предписаниями аналогичными пред¬
писаниям, относящимся к храму Божьему451) предполагала наделение
главы общины «отпрыска Давида» первосвященническими (и учитель¬
скими) функциями.452 Во Флорилегиуме носители этих функций [еще]
различны. Отпрыск Давида обладает функциями главы общины, он мес¬
сия (помазанник). Место культа (жертвоприношений) занимают «дела
Закона»:453 «Он (Бог) пожелал, чтобы построили Ему святилище чело¬
веческое, в котором Ему будут возносить курения перед лицом Его (в ви¬
де) деяний Закона».454 Община (eda) трактована как храм («святилище»), 449 [Дидахе 16.7]. 450 [4Q Flor 1.6-7,11,19]. Ср. «храм Божий» в Первом послании Павла к ко¬
ринфянам: «Разве не знаете, что вы - храм Божий?» [1Кор.3.16]. Община - это
«храм», «тело Христово» [ср. 1Кор.6.19; 2Кор.6.16; Еф.2.21 и др] «Восстановлю
павшую скинию Давида», если исходить из контекста Флорилегиу ма, значит:
восстановлю «храм человеческий», восстановлю общину. 451 [Понимание своей общины как «храма» позволило порвавшим с храмовым
жречеством ессеям истолковать относящиеся к храму предписания Ветхого За¬
вета применительно к своей общине. Это привело в конце концов к тому, что
под «храмом Божьим» мы понимаем церковь, а не Иерусалимский храм.] 452 См. 4Q РВ 1.3—4, где отпрыск Давида - мессия праведности. 453 См. термин «делающие Закон» - исполняющие Учение [см. выше прим. 44
настр. 19]; см. трактовку евхаристии Дидахе как жертвы общины [см. стр. 181]. 454 [4Q Flor 1.6-7].