Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/105]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
105 Формула Дамасского документа: 390 + 20 + х + ок.40 = 490 лет,
где х - кончина [время деятельности] Учителя Праведности. Первый вопрос: когда погиб Учитель праведности? Второй вопрос: когда Учитель праведности был поставлен Богом
главой кумранской общины? Третий вопрос: на какой год падает срок 490 лет? Если считать в том порядке, как это дано в Дамасском документе в
обеих формулах, получится 390 + 20 = 410; 586 - 410 = 176 г., то есть
Учитель был поставлен главой общины в 176 г. до н.э. Так и считали
многие, относя деятельность Учителя к Маккавейскому времени.431 По
кумранским Комментариям, однако, получается, что Учитель погиб при
Гиркане II, то есть около 75-70 г. до н.э.432 Получается неразрешимое
противоречие. Далее. Если соединить обе формулы и считать, что Учитель пробыл
главой организации около 40 лет, это - время жизни одного поколе¬
ния,433 тогда мы получим: 20 + 40 + 40 + 390 = 490 лет; 586 - 490 = 96 г.; 176 - 40 = 136 г. до
н.э. - этот год оказывается датой гибели Учителя, но по археологиче¬
ским данным Хирбет-Кумран основан около 130 г. до н. э. Следователь¬
но, при таком расчете получается, что Кумран основан после Учителя и
Устав yahad написан ок. 110 г. до н.э., более чем через 20 лет после ги¬
бели Учителя! Значит, так читать нельзя. Полный абсурд. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что первая часть фор¬
мулы дана в исторической части Дамасского документа,434 а формула:
«от кончины Учителя до прихода мессии из Аарона и Израиля»435 и «от
кончины единственного Учителя до уничтожения всех людей войны, ко¬
торые шли с Человеком лжи, - около 40 лет»436 - [в нормативной части
документа]. Ясно, что в первой половине (в исторической части) дан
символический срок Иезекииля,437 к которому прибавлены 20 лет, а во
второй части точкой отсчета является кончина Учителя и отсчет ведется 431 [См. там же, с. 177-178.] 432 [См. прим. 416 на стр. 102.] 433 [См. прим. 404 на стр. 100.] 434 [CD 1.5-11]. 435 [CD 19.35 -20.1]. 436 [CD 20.13-15]. [Иез.4.5-6]. 437