Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/100]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
100 свидетельствуют о начале строительства культа Учителя как гаранта эс¬
хатологической доктрины и эсхатологической хронологии. Врагом Учи¬
теля в Дамасском документе является Человек лжи. Точка отсчета - «от
кончины Учителя праведности до уничтожения всех людей войны, ко¬
торые вернулись (или пришли) с Человеком лжи» - является точкой от¬
счета последнего периода эсхатологической эры, кануна суда Божьего.403
Срок «около 40 лет» входит в эсхатологическую хронологию. Догматиче¬
ская эсхатологическая схема Дамасского документа: 390 + 20 + 40 (при¬
мерно) + 40 лет404 [то есть в сумме 490 лет] до начала суда Божьего и
прихода мессии - «того, кто будет учить [праведности в конце дней]».405
Если Человек лжи Дамасского документа тождествен главе Ефраима
Комментариев и «Ефраим» - союзники Антигона, «люди войны», унич¬
тоженные в 37 г. до н. э., когда победили Ирод и Рим,406 то историческая
часть Дамасского документа, включающая догматическую эсхатологи¬
ческую хронологию, не могла быть написана ранее 37 г. до н.э. Тогда
мы получаем, во-первых, целостную картину всего периода, который
Комментарии трактуют как канун суда Божьего, «последнее время», по¬
следний период эсхатологического времени;407 во-вторых, приблизитель¬
ную дату смерти Учителя Праведности: до 37 г. прошло около 40 лет, то 403 [CD 20.13-15]. Ср. 4Q pPs 37 2.7-9: «через сорок лет исчезнет нечестие на¬
веки» [точнее: «Имеется в виду все нечестие, которое к концу сорока лет исчез¬
нет, и не найдется больше на земле ни одного человека <не>честивого»;
ср. IQ Myst (1Q 27) 1.5-6: «как <ть>ма отступает перед светом; и как рассеи¬
вается дым и нет его больше, так исчезнет нечестие навеки» (перевод И.Аму-
сина).\ 404 [Эта хронология получается в результате сопоставления двух текстов Да¬
масского документа: CD 1.5-11, где говорится, что Бог «посетил» основателей
общины через 390 лет после нашествия Навуходоносора (число 390 из Иез.4.5),
но 20 лет они «точно слепые» ощупью искали дорогу, и CD 20.13-15:«.. .со дня
кончины Единственного учителя до конца всех людей войны, которые верну¬
лись с Человеком лжи, около сорока лет»; «х» - время деятельности Учителя
праведности, если считать его равным сорока годам (это условное число лет, за
которое в Библии одно поколение сменялось другим), получится срок 490 лет
книги Даниила.] 405 [CD 6.10-11]. 406 [Joseph., AJ 14.16.2-4; BJ 1.18.1-4]. 407 [lQpHab 1.2-3; 2.7; 7.2,7,12; 9.4; 4Q 169 fr.3-4 4.3; 4Q 167 fr.2 3;
4QFlor 1.12,15; llQMelch],