Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/94]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
7. Протопопы выступают
турного развития католического клира эпохи Ренессанса. Переход Севера
Европы в протестантизм был вызван не только злоупотреблениями римской курии и
свободолюбивыми настроениями князей, но и возмущением мирян ввиду
распущенного образа жизни епископов, священников и монахов. Обличения вождей
протестантизма и постановления Тридентского собора развертывают картину,
очень похожую (если даже не худшую) на ту, которую дали нижегородские
священники.
Но если в непорядках церкви и в их обличениях не было ничего нового, то
зато совершенно новыми явились организация священников и тот факт, что
желание улучшения шло от них самих, а не от епископата и патриарха, как это
обычно было на Руси. Это были уже не замечания и не дисциплинарные меры "сверху",
а возмущение низов духовенства, начало проявления их недовольства
руководством церкви и выступления их как самостоятельной силы. Интересно, что
патриарх Иоасаф не наказал их за "мятеж и смелость", как это сделал всего лишь
четыре года перед этим сам Филарет, а согласился с ними и последовал их совету.
Конечно, снисхождение патриарха к нижегородским "бунтовщикам",
глава которых Неронов всего лишь три года перед этим был объявлен Филаретом
"безумцем в состоянии исступления", можно объяснить большой мягкостью и
меньшей авторитетностью патриарха Иоасафа. Но более правильным будет
истолковывать его отзывчивость на челобитную новгородцев новыми веяниями в
русской церкви, началом подлинного реформационного движения,
стремившегося сделать из "богоизбранного народа Третьего Рима" народ подлинного
христианства. Неронов и его работа оказались вовсе не изолированным явлением,
что уже видно из коллективного выступления всей его группы протопопов и
священников, а только наиболее значительным ярким явлением в
поднимавшейся волне нового религиозного течения. Представители этого течения хотели
стать христианами не только на бумаге, но и на деле и были готовы провести в
жизнь свои идеалы и реформировать русскую церковную жизнь на практике.
Одновременно или вслед за Нижним Новгородом по всей стране — в
Пскове, Калуге, Вологде, Суздале и других городах России — раздаются голоса,
требующие от иерархии перемен в жизни и режиме церкви, повсюду растет
религиозное напряжение, со всех сторон стали видны признаки нового, мощного
религиозного движения.
Движение, начатое Нероновым и его друзьями, которое можно назвать
"движением церковной реформы", не явилось первым религиозным
движением на Руси, но зато оно носило совершенно отличный характер от обоих
предыдущих подъемов русской религиозности. В конце XIV века святые Сергий
Радонежский и Кирилл Белозерский были основателями большого монашеского
движения в России, которое при всем своем своеобразии и чистоправослав-
ном, при этом русско-православном, характере несколько напоминало
движение францисканцев на Западе. Столетие спустя преподобный Иосиф Санин,
глава Волоколамского монастыря, и преподобный Нил Сорский, представитель
заволжских старцев, снова оживили и возродили русские монастыри. Оба
движения были движениями монашества и звали православных в монастыри как
наиболее верное место для христианского спасения. Теперь же не монахи, а белое
духовенство, приходские священники, зовут своих прихожан и всю Русь спасать
не только свои души в скитах и монастырях, но и всю русскую церковь, весь
русский народ, все общество мирян. При этом такие священники, как Неронов, ищут
93