Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/93]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава //. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ
Священники-нижегородцы полагали, что эти внецерковные полуязыческие
забавы, пьянство и безнравственность являлись результатом отсутствия
должного христианского воспитания, которое население должно было бы получать в
церкви и прежде всего во время литургии. Если бы молитвы и песнопения
литургии были хорошо поняты населением, то они, по мнению нижегородцев,
переделали бы моральный облик народа. Поэтому особенно важно, чтобы
слова Христа и смысл молитв дошли бы до сердец и душ прихожан и богослужение
происходило медленно, отчетливо, ясно и в один голос.
Многогласие—одновременное чтение и пение разных текстов песнопений и молитв —должно быть
запрещено, и священники в своей "Памяти" умоляли патриарха ввести
единогласие, принять меры к улучшению нравов, поднять дисциплину среди духовенства.
Голос нижегородских священников был услышан патриархом, и их
требования были исполнены, хотя и частично. 14 августа 1636 года патриарх разослал свою
особую "Память". Один экземпляр на имя главы московского духовенства
сохранился. Видимо, такие же "памяти" были разосланы и в другие приходы.
Издавший эту "Память" Н.В.Рождественский убедительно доказывает, что "Память"
явилась результатом петиции нижегородцев41, повторяя их требования и
предписывая, чтобы в церквах не служили более чем в два, в крайнем случае три гласа.
Это же распоряжение патриарха настаивает, чтобы священники более
внимательно относились к церковной службе и жизни. Почти одновременно в Нижний
Новгород посылается патриарший ревизор, священник Андрей, с полномочиями
проверить церковные книги и восстановить дисциплину среди духовенства42.
Указание на непорядки в русской церкви и обличения духовенства и мирян
вовсе не были исключительным явлением в русской жизни. Такие же попытки
упорядочить дисциплину среди клира делались митрополитами и патриархами
неоднократно, хотя большей частью безуспешно. Так, например, митрополит
Феодосии, хотевший поднять дисциплину среди клира, в конце концов должен был
сам уйти в 1464 году, встретив сильное сопротивление своим мероприятиям43.
Представитель таких противоположных течений в русской церкви, как, например,
иосифлянин митрополит Даниил, большой сторонник дисциплины и обрядового
восприятия православия, и Кассиан Косой, представитель заволжских старцев,
сторонников миросозерцательного и скорее более либерального монашества,
оба обличали как непорядки в церкви, так и низкий нравственный уровень
мирян и клира.
Большинство постановлений большого церковного собора, так
называемого Стоглава, собравшегося в 1551 году, также были посвящены вопросам
дисциплины и борьбе с низким культурным и моральным уровнем духовенства. В свою
очередь, многогласие даже в самом начале XVII века неоднократно осуждалось
видными представителями русской иерархии. Поэтому в списке погрешностей
духовенства, указанных группой Неронова, нет ничего нового. Русское
духовенство начала XVII века очень напоминало по своему моральному и религиозному
уровню духовенство Запада накануне Реформации, не достигнув, конечно, куль-
41 Текст "Памяти" патриарха Иоасафа от 1636 года см.: Соловьев СМ. Т. V (IX). С. 322 ("Служба
Божия свершается очень скоро, говорят голосов в пять и шесть и больше со всяким небрежением").
Некоторые выражения "Памяти" патриарха очень близки к тексту челобитной нижегородских попов.
42 РИБ. Т. 2. С. 539.
43 Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1900—1904. Т. II. 4. I. С. 523; Карташев A.B.
Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959. Т. I. С. 380.
92