Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/85]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ
прениях между самим Зизанием и его московскими оппонентами, игуменом
Ильей и справщиком Григорием, быстро дошли до лавры, а распространение
книги Транквильона-Ставровецкого привело в некоторых местах, например в
родной Неронову Вологде, к добавочному церковному расследованию и
запрещению местными властями26.
Не заметить и забыть угрозу религиозно-воинственного Запада не
позволяли и постоянные напоминания церковных властей, в том числе и самого
патриарха Филарета. Пробыв десять лет в польском плену, патриарх Филарет стал
бескомпромиссным и решительным противником всех западных духовных течений
и поставил одной из своих главных задач защиту от них православия.
Патриаршая грамота 1628 года, например, предупреждала всех русских, связанных
работой или торговлей с иностранцами, что в результате встреч с иноверцами и
особенно жизни с ними в одном доме некоторые православные стали пренебрегать
своими религиозными обязанностями, перестали ходить к исповеди и причастию,
были небрежны во время поста и иногда даже избегали встреч со своими
духовными отцами27. Наряду с самим патриархом и другие русские консерваторы
сетовали, что некоторые русские люди начали подражать в нравах и костюмах
своим иноверным соседям: "Беда и скорбь и погибель роду христианскому,
позавидехом иноверным ризам (платью) от глав до ног, и от всего их обычая... а
Бог не повеле на неверных ризы, и на их обычаи взирати верным человеком...
понеже Богу мерзко их беззаконное платье и обычай их и мерзок и неприятен"28.
Для того чтобы оградить русских людей от иностранного соблазна, в 1620-х
годах патриарх предложил всем иностранцам, бывшим на его службе, или
немедленно перейти в православие, или же подать в отставку. Через каких-нибудь
десять лет, в 1633 году, по требованию опять-таки патриарха Филарета все
иностранцы, жившие в Москве, были переселены в особую слободу, за Кукуй, ставшую
гораздо позже известной под именем Немецкой слободы, причем патриарх даже
настоял на закрытии, хотя и временном, одной из протестантских церквей29.
Эти мероприятия были чем-то необычным для русских людей и для самих
иноверцев, так как уже с конца XVI века в Москве было очень большое
количество иностранцев, особенно немцев, англичан, шотландцев, французов — по
преимуществу кальвинистов, — и русские привыкли беспрепятственно встречаться
с ними и жить как с добрыми соседями. Иностранные военные, купцы, доктора
и техники тысячами жили в то время в столице и других городах. Уже Ливонская
война сказалась на росте иностранцев в России. После нее тысячи пленных
немцев, датчан, шведов, шотландцев и других выходцев и наемников с Запада были
расселены по таким городам, как Новгород, Тверь, Углич, Кострома, Казань и
даже в самой столице. При царе Федоре Иоанновиче только число иностранных
военных, бывших на службе русского правительства, доходило до пяти тысяч
человек. При Борисе Годунове и Лжедмитрии число иностранцев еще больше
увеличилось и оба царя окружали себя наемной гвардией, состоявшей главным
образом из швейцарцев и французов. Даже в таком отдаленном от Москвы
центре, как Нижний Новгород, только местная евангелическая община насчитыва-
26 Прения по поводу составления... катехизиса//Л РЛ Д. 1858. Т. II. С. 80—100.
27 Соколов И. И. Указ. соч. С. 52.
28 Там же. С. 30.
29 Там же. С. 16.
84