Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/83]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ
га... ибо если в ком-нибудь загорится огонь преданности к Богу, то тот готов не
только отречься от всего имущества, но и пожертвовать самим собой"20.
Легко можно себе представить, на какую благодарную почву в душе
причетника из Вологды, который пожертвовал семьей и работой ради верности Богу и
проповеди христианской веры и нравственности, падали эти слова. Во всяком
случае его дальнейшая жизнь была очень похожа на жизнь Иеронима, а его
последующая проповедь, во время которой он постоянно пользовался трудами
Златоуста, как бы продолжала работу архимандрита Дионисия. По своему духу проповедь
Неронова вполне согласовывалась с мыслями и традициями Максима Грека. Но
по своему методу, по силе обличения нравов и защиты учения Христа он очень
напоминал флорентийского монаха. И можно сказать, что дух Златоуста и
Максима Грека, а может быть, и флорентийского проповедника аскета Савонаролы
позже передался и последователям Неронова, которых теперь называют
старообрядцами.
Может быть, еще больше, чем эта книжная богословская и идеологическая
подготовка, был важен для дальнейшей жизни Ивана его непосредственный
личный контакт с архимандритом Дионисием. Помимо больших знаний, Дионисий
был замечателен и как личность, подлинно осуществлявшая в жизни заветы
Христова учения. Он «был совершенно необычный для своего времени
человек, — пишет историк С.Ф.Платонов, который критически сурово относился к
русскому прошлому— Дионисий никого не подавлял и не поражал ни властной
волей, ни суровым упорством. Монах — хозяин порученных ему монастырей, монах
— книгочий и любитель божественных и поучительных словес, он не имел,
казалось, ни охоты, ни способности властвовать и бороться. Всегда с улыбкой и
доброй шуткой, с утешением и благостыней ко всем, кто бы к нему ни обращался,
троицкий архимандрит всегда был готов уступить в ссоре и перетерпеть обиду и
унижение... Почитать, любить и даже обожать доброго, всегда веселого и
смирного архимандрита начинали тогда лишь, когда узнавали скромные его
достоинства и его удивительную духовную силу... Не всегда заметный для своих культурных
сородичей, Дионисий, однако, был заметен для более культурных иноземцев.
Иерусалимский патриарх Феофан с особенным благоволением и уважением
относился к Дионисию и почтил его многими отличиями, сказав ему: "Назнаменах тя
в велицей России посреди братии твоей, да будеши первым в старейшинства над
иноки многими по нашему благословению"»21.
Не удивительно, что этот исключительный человек и монах, в "душе
которого жили старые заветы, жила мысль о богоизбранности русского народа"22,
так хорошо и любовно отнесся к Неронову и, почувствовав в нем миссионера,
послал его продолжать то дело, которое он сам хотел начать в годы Смуты. В
монастыре Иван провел "не мало времени", как выражается автор его жития, и,
конечно, имел достаточно времени не только поднять свою религиозную культуру
и укрепить свой дух, но и ознакомиться с положением России и православия.
Знакомство с культурным и влиятельным кругом образованных русских людей, с
которыми он мог встречаться у Дионисия в свободное от занятий и молитв время,
несомненно, помогало духовному развитию юного причетника. Среди этих лю-
20 Тамже.Т. III. С. 116-135.
21 Платонов С.Ф. Москва и Запад. Берлин, 1926. С. 88—89.
22 Там же. С. 93.
82