Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/80]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4. Дионисий и традиция св. Иоанна Златоуста
всего XV и XVI веков, монахи этих заволжских монастырей и скитов, обычно
известные как заволжские старцы, были известны не только своей умосозерца-
тельной жизнью и мистической традицией, но и пионерской работой по
заселению и освоению русского севера. К числу таких упорных в труде и молитве и
строгих в своей личной жизни монахов, видимо, и принадлежал старец Игнатий,
основавший скит святого Спаса. Его скит постепенно разросся в небольшое
поселение, в которое пришли и родители Ивана Неронова. Поскольку старец
Игнатий позволил новым поселенцам селиться возле его скита и не уходил от них,
можно предполагать, что он, основывая свой скит, хотя и искал покоя от мирских
бурь, но все же продолжал любить людей и был рад помочь им своим опытом и
словом духовным.
Во время жительства в своем родном скиту и, по всей вероятности, под
влиянием примера о. Игнатия, своих родных и соседей у Неронова развились две
важных черты характера: нравственно-аскетическая твердость и чувство
неразрывной связи с людьми и миром. В годы Смуты или сейчас же после Смуты в скиту
погибли его родные, и Иван, вскоре оставив скит, направился в Вологду8. Его
семья скорее всего погибла после нападения одной из тогда частых бродячих банд
поляков, литовцев или запорожцев, которые во время и после Смутного
времени грабили и убивали население почти что во всех областях России. Так,
например, в 1612 году банда запорожцев и поляков напала на Вологду, перебив здесь
37 священников, 6 дьяконов и 6 монахов9. Приход Неронова в Вологду оказался
неудачным. На улице он встретил группу переодетых ряженых, которые по
старому, скорее языческому, чем христианскому обычаю весело проводили
предрождественские дни. Воспитанный в строгом уважении праздников, "отрок Иоанн
разжегся духом и начал обличать с дерзновением" ряженых, среди которых,
между прочим, были и епископские слуги. Недовольные замечаниями и упреками
юноши епископские слуги избили его... Трудно сказать, действительно ли
моралистическая карьера проповедника началась для Неронова со столкновения с
мало почитающими церковные праздники епископскими слугами или же его
биограф нарочно ввел в житие эту характерную деталь с антииерархическим
привкусом... Во всяком случае это столкновение было вполне в стиле
дальнейшей жизни Неронова и символически освещает его будущую деятельность. К
сожалению, сведения о ранних годах жизни Неронова не могут быть проверены, так
как единственным материалом, характеризующим жизнь этого времени, является
его житие10.
Только около полуночи Иван пришел в себя после избиения и затем ушел в
Устюг, где научился грамоте, но там он долго не задержался и отправился дальше,
на Волгу, где временно и осел в селе Никольском-Соболеве. Здесь он женился на
Евдокии, дочери местного священника Ивана, и затем вскоре стал причетником
одной из местных церквей11. Для простого и малоученого вологодца это было уже
удачным началом карьеры, но не успех житейский и деньги интересовали его. Он
чувствовал себя обязанным служить делу церкви. Он не мог перенести
расхождения между словом Христа и образом жизни тех, кто называли себя Его последо-
8 Там же. С. 246.
9 Там же. С. 246; Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. X. С. 217.
10 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 247—249.
" Там же. С. 250.
79