Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/70]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
2. Смута и ее преодоление
помещица знакома или связана с архимандритом Дионисием, но как в ее
работе, так и в оценке русского общества самим архимандритом сказываются ясно
выраженные настроения социального христианства.
В решающие годы Смуты, когда Москва уже была захвачена поляками,
архимандрит Дионисий не ограничился критикой общества и помощью
нуждающимся. Троице-Сергиева лавра, отбившая долгое и хорошо организованное нападение
и осаду польско-литовских войск, делается с 1611—1612 годов объединяющим
центром русского национального возрождения и сопротивления35. Дионисий и его
помощники — Авраамий Палицын, Иван Наседка и другие — составляли грамоты,
призывавшие русское население встать на защиту веры и отечества36. Запад
России в это время был захвачен поляками и шведами, на юге действовали силы
анархии и социального разложения, объединившиеся вокруг второго
самозванца, а после его смерти — вокруг казачьих вождей Заруцкого и Трубецкого. Зато
север и северо-восток остались свободными, и сюда, на верхнюю Волгу, в
Заволжье и в Поморье идут призывы архимандрита.
В грамотах Дионисия слышатся те же темы, которые уже встречались в
выше разобранной, видимо, им же написанной "Истории" русской национальной
катастрофы. "Божьим праведным судом, за умножение грехов всего
православного христианства, — пишет он в своих призывах, — в прошлых годах учинилось
в Московском государстве не токмо между общего народа христианского
[междоусобие], но и самое сродное естество пресечашя. Отец на сына и брат на
брата воста, единородная кровь в междуусобии проливалася". Архимандрит далее
писал, что русской Смутой воспользовались еретики и поляки и с помощью русских
изменников захватили Москву, низложили и заточили патриарха и пролили
"бесчисленную кровь христианскую". Дионисий звал всех русских людей спасти
православие и Русь от "вечного порабощения латинского"37.
Призывы Дионисия не остались без отклика среди русских людей. Вслед за
Троице-Сергиевой лаврой Нижний Новгород — богатейший город Восточной
России того времени — стал звать русских людей объединиться для организации
отпора внешним и внутренним врагам. Во главе создавшегося в Нижнем
Новгороде временного правительства стал представитель местного купечества,
"выборный человек всею землею", мясник Козьма Минин. В свою очередь, его
грамоты требовали от русских людей "подвиг не иного чего ради, но избавы
християнской, чтобы топерва московскому государству помочь на польских и
литовских людей. Учинить вместе — докамества московского государства и
окрестных городов Литва не овладели и крестьянския веры не порушили"38. Грамоты
Минина выражали твердую уверенность, что "скоро Москва от Литвы очистится
и православные крестьяне многие от Латинския и Люторския погубныя веры...
избавит Бог"39.
35 См. классическую работу о русской смуте: Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в
Московском государстве XVI—XVII веков. М., 1937.
36 О влиянии арх. Дионисия на развитие национального сопротивления см.: Отечественные
записки. 1844. Т. 36. № 9. С. 20-36.
37 Послания арх. Дионисия к казанцам и в другие города//ААЭ. Т. II. С. 230—238; СГГД. Т. II.
С. 577—579; Канон преподобному отцу нашему Дионисию. С. 98—102.
38 Грамота из Нижнего Новгорода в Вологду увещательная //Действия Нижегородской
губернской ученой архивной комиссии. Т. U.C. 53.
39 Там же.
69