Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/66]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
2. Смута и ее преодоление
2. СМУТА И ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Создание русского патриархата, поднявшего авторитет русской церкви и,
казалось, подтвердившее учение об особом избрании Руси для хранения православия,
всего лишь на несколько лет предшествовало трагическим событиям Смуты. Этот
тяжелый кризис русского государства начался сейчас же после кончины царя
Федора, которого константинопольский патриарх Иеремия назвал в своем письме
"единственным христианским царем во всей вселенной". Со смертью царя
Федора прервалась династия Рюриковичей, которая более семи веков возглавляла
русское государство. Наступило время полузаконных и совсем незаконных царей
и иностранной интервенции. На несколько лет не только прекратилось
легитимное возглавление русского государства, но и сама столица Руси вместе с другими
многочисленными городами попала в руки иностранных захватчиков.
Польский гарнизон занял Москву, шведы — Новгород, другие города были или в
руках иностранцев, или в руках русских изменников и авантюристов. После дней
величайшего прославления Руси наступили дни величайшего унижения и горьких
оскорблений национального достоинства и православной веры. Банды
иностранных и русских грабителей сжигали города, грабили население, уничтожали
церкви, мучили, а иногда и сжигали десятки русских священников и монахов. Методы
западной религиозной борьбы переносились польскими и литовскими
кальвинистами, католиками и униатами на русскую почву. Католики к тому же
применяли на Руси уже давно испытанные в Речи Посполитой методы борьбы с
православием. Патриарх Гермоген скончался от голода в Москве, в польской тюрьме,
а величайшая русская святыня, Троице-Сергиева лавра, осаждалась
литовско-польскими бандами, в которых католики и протестанты объединялись как своей
ненавистью к православию, так и жадностью к церковным богатствам. Казалось, что
Русь, лишь совсем недавно провозглашенная самой благочестивой землей мира,
последует примеру первого и второго Рима и погибнет, оставив безо всякой
человеческой защиты православную веру и православную церковь.
Девять лет политической и идеологической трагедии Руси, начавшейся в
1604 году после вступления Лжедмитрия в Россию и окончившейся в 1613 году с
избранием Михаила, не могли не внести в умы и души русских людей самых
тяжелых недоумений и сомнений. Что случилось с Русью? Какие причины
привели "это самое благочестивое царство" на край гибели и угрожали его
дальнейшему существованию? В уме истинного и последовательного православного человека
создавался внутренний конфликт между его верой в избрание Руси для
величайшего служения православию и сомнениями о будущем его страны, между
теориями, созданными идеологами Московской Руси и реальностями русской
жизни, которые так жестоко вскрывала и обнажала разыгравшаяся Смута. Если бы
ответственными за Смуту были бы только иностранцы, то внутренний конфликт
в душах русских людей был бы менее острым. Но они ясно видели, что Смута
развилась из-за династических распрей сильнейших и знатнейших русских семей,
что самые видные представители русской аристократии, лишь недавно с
патриархом Иеремией провозглашавшие богоизбранность русского народа, теперь
шли на службу к полякам, шведам или безвестным проходимцам вроде второго
Лжедмитрия, нового мужа полячки царицы Марины Мнишек, в просторечье
многими именовавшегося Тушинским вором. На их глазах князья и бояре
предавали и продавали свою родину иностранным, исконно враждебным России пре-
5-2107
65