Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/623]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
ником учителей теорий конца мира и Антихриста. Мало у кого из
старообрядческих деятелей было такое желание снова вернуть старообрядчество в русское
общество и сделать старообрядцев полными и равноправными гражданами
Российского государства, сотрудниками православной паствы в деле строительства
страны и русской культуры. Типичный представитель "государственного"
старообрядчества, Рязанов всегда чувствовал, что судьбы старой веры и российской
страны неразрывно связаны, и он был в личных дружеских отношениях даже с
местным архиереем, пермским епископом Иустином, тоже человеком широких
взглядов и большого кругозора. "Это был один из замечательнейших деятелей
старообрядчества,— пишет о нем П.И. Мельников.— Одаренный обширным умом
и необыкновенной энергией, он своею честною деятельностью и благотворени-
ями приобрел всеобщее уважение не только между своими одноверцами, но и
между православными. Он имел огромный капитал, золотые прииски, богатые
рыбные ловли и принимал деятельное участие в делах российско-американской
компании. Он находился в близких связях с главными торговыми деятелями
Москвы, Петербурга и Сибири и был близок к разным лицам, занимавшим
высшие государственные должности... пермские и екатеринбургские старообрядцы
считали его главою своих общин и всякое слово его было для них законом.
Будучи выбранным в старшины екатеринбургского старообрядческого общества в
первых числах нынешнего века (то есть XIX века— С.3.), он более двадцати лет
находился в этом звании и возвысил свою общину на такую высоту, что она мало чем
уступала московской"; это был "человек строгой жизни и строгих правил;
вместе с тем он был довольно начитан и не лишен светского образования"300.
Торговые и финансовые связи и исключительный организаторский талант
помогли Рязанову прекрасно организовать и свою общину. Екатеринбург стал
центром почти что всего уральского и западносибирского старообрядчества.
Большая екатеринбургская церковь, единственная старообрядческая "настоящая и
официальная церковь" с антиминсом и регулярным служением литургий на весь
Урал, была духовным центром всего востока России. Множество
старообрядческих монастырей, возникших еще в XVIII веке, привлекали массы паломников.
Бывший у самого Екатеринбурга монастырь Шарташ славился своими скитами,
которых насчитывалось до дюжины, и монахами. Когда император Александр I
посетил Урал, то он навестил и старообрядческие екатеринбургский и главный
шарташский храмы, отстоял там литургию, подошел к священнику под
благословение и сделал даже значительное пожертвование, что еще подняло престиж
уральского центра среди сторонников старой веры. На императора так же, как и
на последующих посетителей края, местные старообрядческие святыни
производили большое впечатление. Тот же неоднократно цитируемый ревизор Нечаев
отмечал, что в храмах большое благолепие, "службы отправляются у них с гораздо
большим уважением, нежели в наших церквах. Старшины настоятельно
требуют от подчиненного им священника, чтобы совершал служение с величайшей
точностью... в церквах и часовнях царствуют такой порядок, тишина, опрятность, что
поневоле можно ими плениться"301.
Очень благоприятно отзывался Нечаев о домашней и социальной жизни
раскольников: "Старообрядцы... далеко превосходят никониан в опрятности и по-
300 Там же. С. 161-162.
301 Нечаев С.Д. Указ. соч. // Братское слово. 1893. № 18. С. 667; № 19. С. 747.
622