Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/62]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
1. Русское мессианство
Филофеевской формулы была позже включена в повесть. Несомненно лишь
то, что идеологически они тесно связаны и что обе имели характер религиозно-
философских или историософских размышлений, а не конкретной
политической программы.
Историософская концепция старца Филофея особенно четко подчеркивала
решающую роль промысла Божия в развитии судеб мира. Для старца Филофея
пульс мировой истории бьется только во взаимоотношениях Бога и
избранного им народа13. Для объяснения смысла исторического процесса Филофей
пользуется ранее упомянутым текстом из книги пророка Даниила: "Бог небесный
воздвигнет царство, которое во веки веков не разрушится". Но псковский монах
значительно смягчил вторую часть этого библейского стиха. Предсказание
ветхозаветного пророка, что это вечное царство завоюет и разрушит все другие
царства, он, как и "Повесть о Белом Клобуке", заменяет просто указанием, что все
другие страны перед концом мира, видимо мистически, сольются с этим
единственным и подлинно христианским православным царством. "Все христианские
царства снидоша, придоша в конец и снидошася во единое царство нашего
государя, по пророческим книгам, то есть Российское царство. Два Рима падоша, а
третий стоит, а четвертому не быти", — говорит он в своем послании14.
Полный провиденциализм и эсхатологизм характеризуют теорию Филофея.
Все в истории будет так, как это угодно Господу и как уже во времена Ветхого
Завета указывали пророки. Историческое существование мира ограничено во
времени, русское царство будет последним царством в истории, и с концом Руси
придет и конец всему миру15. Это эсхатологическое толкование было вполне в духе
чаяний и ожиданий того времени как в России, так и на Западе. Уже перед 1492
годом, то есть, видимо, в годы детства и юности Филофея, на Руси очень многие
ожидали конца света, считая, что 1492 год был по библейскому летоисчислению
7000 годом от начала мира. Наступление Страшного суда ожидалось в 7000 году,
поскольку 7 и 7000 в Средние века считались числами особенными,
мистическими, которые снова сблизят Бога и человека. Многие книжники и богословы
Востока и Запада определяли всю жизнь земли в 7000 лет16. Но хотя конец мира,
предсказываемый на 1492, то есть 7000 год, и не наступил, все же толки и
рассуждения об исторической, при этом сравнительно короткой ограниченности
жизни мира и человечества не прекратились. Пережив 7000 год, некоторые
тогдашние философы-богословы стали указывать, что конец мира придет в 8000-м, т. е.
2492 году, а другие уверяли, что мир закончит свое развитие и существование в
1666 году, поскольку число 666 многие истолковывали как число Антихриста. Это
ожидание конца мира было свойственно всему раннему и средневековому
христианству и, несомненно, сыграло значительную роль в развитии реформации.
Например, Лютер тоже полагал, что конец мира очень близок, и его призывы
религиозно очиститься были в какой-то степени призывами к покаянию перед
близко предстоящим концом для того, чтобы достойно встретить Страшный суд.
Ожидание конца мира на Руси в XVI веке не имело значительной роли, но перед
наступлением 1666 года, во второй четверти XVII столетия, эти ожидания снова
13 Зеньковский В. В. История русской философии. Т. I. С. 48.
14 Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. С. 383;
Приложения. С. 45.
15 Там же. С. 428-443.
16 Там же. С. 442.
61