Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/609]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
По мере развития металлургической промышленности в северном озерном
крае развивались и находившиеся там старообрядческие общины, и Олонецкий
край стал обетованной землей старой веры. Рассказывая о связи выговских
старообрядцев с заводской администрацией, Иван Филиппов, преемник Денисовых
на посту руководителя Выговской общины и историк раскола севера России,
пишет: "Нача Выговская пустыня быти под игом работы Его Императорского
Величества у Повенецких заводов, а ведома на Петровских заводах. И начаша лю-
дие с разных городов, староверства ради, от гонения собираться и поселятися на
блатах и по лесам, между горами и вертепами, и озерами, в непроходных местах,
скитами и собственно келиями, где кому можно"238.
На процветавших в начале XVIII века металлургических Олонецких заводах
все время был спрос на рабочие руки; работы хватало для всех. К концу
царствования Петра I к заводам было причислено уже более восьми с половиной
тысяч "крестьян-рабочих", а всего в приписанных к заводам селениях проживало
48 000 "душ", то есть лиц мужского пола, так что можно предполагать, что все
население заводского района насчитывало не менее 80 000—100 000 человек,
большей частью старообрядцев239. Ценя работу и технические знания работавших
на заводах упорных, трезвых и трудолюбивых старообрядцев, само
правительство, несмотря на то, что оно жестоко преследовало "раскол" в других областях
России, охотно шло на уступки в отношении олонецких беспоповцев. Это оно
делало, желая их привлечь на заводы и сохранить специалистов металлургов для
важной для страны металлургической промышленности. Оно даровало им
значительные привилегии. Долголетний, с 1713 по 1722 г., директор Олонецких
заводов голландец Георг де Геннин особенно ценил и внимательно относился к
старообрядцам и самому Выгу как их духовному центру. Когда Семен Денисов был
арестован за пропаганду раскола в Новгороде, то Геннин упорно ходатайствовал
перед Петром за его освобождение240. Старообрядцам было разрешено даже
иметь свои церкви на территории заводских поселений, а в центре
металлургического района, в Петрозаводске, у них был свой "братский дом"; защита их
интересов перед заводской администрацией находилась в руках особого, ими же
выбранного стряпчего, который обычно имел значительное влияние среди местных
и даже столичных властей241. В 1715—1725 гг. таким стряпчим был Захарий
Стефанов, видный выговский деятель, который вместе с Андреем Денисовым
часто бывал в Петербурге и был неоднократно принят Меншиковым и даже самим
государем242.
После Стефанова роль стряпчего исполнял сам Филиппов, пока он не был
избран в выговские наставники.
Жизнь старообрядцев на Олонецких заводах контролировалась главным вы-
говским центром не только через наставников и через стряпчих, обычно
выбранных из числа видных выговских руководителей, но и через выговские
торговые организации. Представители торговой сети Выговской пустыни имели
почти что монопольное право на поставку продовольствия и других предметов
первой необходимости жителям заводских поселков. Ввиду бедности края сельско-
238 Филиппов И. Ук. соч. С. 115.
239 Глаголев Л. И. Ук. соч. С. 185-186.
240 Филиппов И. Ук. соч. С. 153.
241 Филиппов И. Ук. соч. С. 140—141; (то же: Братское слово. 1881. Т. 1. № 9. С. 139).
242 Филиппов И. Ук. соч. С. 308—309.
608