Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/606]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
6. Идеологический мир братьев Денисовых
ряды староверов. К концу жизни братьев староверы уже не были запуганными,
беспокойными и разбросанными, став хорошо организованными, стойкими
духом и гораздо более многочисленными. Их общины можно было найти от
Восточной Сибири до Польши, от берегов Белого моря до южных пределов русских
поселений по рекам Дон, Терек и Урал231. Они твердо стояли на ногах в
финансовом отношении, имели прекрасные связи в Петербурге и в местной
администрации, а их миссионеры работали по всей России. В течение целого столетия
после смерти братьев происходил более чем значительный рост старой веры; он
угрожал дальнейшему распространению западной цивилизации в России. К
середине XIX века от четверти до трети всего великорусского населения было
отвоевано староверами, создавшими внутри империи свой особый культурный и
идеологический мир232. Влияние традиционного мировоззрения ощущалось и за
пределами общин староверов.
Братья Денисовы, как мы видели, сыграли важную роль в создании этого
диссидентского идеологического мира внутри императорской России. Их
идеологическая, организационная и пропагандистская активность оказала решающее
влияние на то распространение русской старой традиции среди миллионов
русских, которое происходило в XVIII и XIX веках. Если догматические детали их
учения часто оспаривались и даже имели прямых оппонентов, то мессианский,
национальный и социальный подход Денисовых к вере вызвал живой отклик среди
крестьянства и некоторых групп городского населения России. Тот факт, что эти
люди отождествляли высшие слои — помещиков, бюрократов, буржуазию,
наконец, интеллигенцию — с западной культурой, лишь увеличивал привлекательность
традиционного учения для низших слоев великорусского общества. В то время,
когда древнерусские обычаи, традиции и религия презирались высшими
классами и когда иностранная философия, языки и даже сами иностранцы
преобладали в имперской русской культуре и в политике, национальные и
демократические элементы традиционной идеологии утешали и ободряли раскольников. Так
успех учения староверов, не в последнюю очередь обусловленный отвержением
западной культуры, вел к увеличению пропасти между крестьянством и знатью,
а позднее — между интеллигенцией и народом.
Однако движение староверов не было способно закрепить за собой
лидерство в русской традиционалистской философии. Время Денисовых было
золотым периодом философии староверов, и после смерти двух братьев движение не
породило ни одного мыслителя, способного применить современные методы и
технологии для дальнейшего развития идеологии традиционалистов. Более
того, все поздние староверы интересовались прежде всего догматическим
аспектом своего вероучения и пренебрегали мессианскими и социальными элемен-
231 Барсов ЕВ. Семен Денисов Вторушин...//ТКДА. 1866. Т. 2. № 6. С. 191.
232 Точное число старообрядцев никогда не было установлено окончательно. По данным
переписи 1897 г. общее число староверов составило три миллиона, что было оспорено учеными, так как
при переписи многие старообрядцы объявляли себя членами господствующей церкви, для того
чтобы не лишиться гражданских прав. Известно, впрочем, что в 1863 г. в России их было около 8,5
миллиона (примерно 25 процентов всех русских), см.: Статистические таблицы, изд. Министерством
Внутренних дел. СПб., 1863. С. 235. М.Н. Катков в 1864 г. насчитывал 10 миллионов
старообрядцев (Катков М.Н. Собрание передовых статей в "Московских ведомостях" за 1864 г. М., 1897. С. 218);
П.И Мельников — 10 миллионов (Мельников П.И. Счисление раскольников" // Мельников П.И.
Поли. собр. соч. Т. 14. СПб., 1898. С. 391—393); A.C. Пругавин (Пругавин A.C. Старообрядчество во
второй половине XIX века. М., 1904. С. 17) - 15—20 млн., или примерно 30—40 процентов всего
русского населения.
605